Тянь-Шань 2013, часть 4
Доехав до западной оконечности мыса по одной из многочисленных грунтовок, обнаруживается, что оная оконечность представляет из себя болото из песка, кустов и, собственно, болота. До озера добраться нельзя, вменяемых подъездов к берегу нет, берег низменный и легко заливается высокой волной с озера. Не вариант, короче, Макс говорит, что нахер, и разворачивается по направлению к северной части мыса. А уже темнеет, и чегой-то я немножко притомился, сначала асфальт убитый, потом грейдер этот долбаный… К величайшей радости, на северной части Сухого Хребта все более чем хорошо: довольно высокий берег, поросший редкой облепихой, отделен от озера широкой полоской отличного пляжа, сухих веток от облепихи навалом, так что можно даже костерчик сделать небольшой, для антуража, а то ведь ни разу еще не разводили. Отличное место, в общем, и населения никого (почти. кроме машины, стоящей в полукилометре от нас). Далеко-далеко, через залив, светятся редкие огонечки домов, а над темной громадой далеких гор сияют холодным светом звезды. Красиво.
14.08.2013
Дархан - Желетобе - Каракол - Михайловка - Иссык-Куль - м. Сухой Хребет, 105 км
Утром проснулся от того, что где-то там светило солнце. Солнце, мать вашу! Которого уже не видели хрен знает сколько времени, тем более поутру. Немедленно вылажу наружу, ибо хочется уже тепла и солнечных ванн. С ваннами уже все ок, а вот с теплом пока небольшой напряг, но, чую, все скоро и с ним станет хорошо. Над озером развесилась радуга, а над горами, опять-таки в районе все того же многострадального Барскоона, вновь грозовые тучи. Разлагаюсь на пенке, правда, лишь до тех пор, пока на солнце не набегает облачко, немедленно становится холодно. Через некоторое время вылазит Макс, тучи к тому времени сместились за озеро и теперь зависают над противоположным берегом.

Ммм, культурные абрикосики!
Утро. Солнечное утро!
Озеро отлично гармонирует с мощным кучевым облаком
Еще что-то культурное
Над горами, однако, все то же
Хотя местами вроде даже и ничего погода-то...
Остановка. Или юрта. Кто ее разберет
Здесь явно кто-то ехал до нас
Тополя? Или карагачи?
Мечеть в виде пагоды
Меж тем, над Караколом тучки разбежались
"На музей"
Собственно, музей им. Пржевальского
Сам Пржевальский
Немало он тут попутешествовал
Та Самая Лошадь
Здесь покоится великий путешественник
Последний взгляд на Каракол
Сухой Хребет. Как же хорошо, когда находится грунтовка!
В принципе, к берегу можно подобраться
Пляж на северном берегу мыса
Хоть один костер, да надо развести
Несмотря на отсутствие поблизости киргизов, собрались к половине одиннадцатого, поехали на этот раз не по полям, а выехали на нормальную дорогу через дачный поселок.
Дорога на Каракол длинная и в целом не особо интересная, унылость ее сглаживали лищь попадающиеся периодически по сторонам дороги абрикосиковые деревья. Справа, над горами, не очень близко, но и не очень далеко, все так же нависают грозовые облака, погодка над нами тоже так себе - солнышко еще светит, но становится все прохладнее и прохладнее. Озера уже совсем не видно, дорога сильно отошла от него, а потом оно и вовсе скрылось за холмами.
Из сколь-нибудь интересного на дороге разве что огромные тополя (или карагачи?), растущие вдоль нее, у нас таких деревьев не встретишь нигде.
На перекрестке на Жетыогуз в магазинчике обнаружились отличные чипсы местного производства - только картофель, масло, соль (и паприка). Что-то из жратвы, значит, тут все-таки умеют делать вкусным.
Там же, на повороте, стали думу думать, куда ж нам дальше-то надо. Т.е. понятно, что надо по маршруту, но у нас еще ведь два дня в запасе имеются, что с ними делать-то? Был вариант попробовать заехать в ущелье Каракол (оно должно быть очень красивым), и, может, даже попытаться добраться до озера Алакель (вряд ли, конечно). Но тогда времени про запас не останется совсем, а ведь впереди - Ак-Суу, великий и ужасный. Там тоже можно встрять, особенно если погода будет не айс. Можно было бы прокатиться по ущелью Жетыогуз, до одноименного курорта (там, кстати, вроде как радоновые источники должны быть, с “живой водой”), но там сейчас дождь, и не слабый… За Караколом все тоже как-то грустно в плане ясного неба и солнца. Фиг знает, короче.

Доезжаем до Каракола; дорога была, кстати, средней паршивости - асфальт-ухудшенка, тряский просто до отвращения, местами убитый в хлам. Сам Каракол оставил о себе впечатление деревни, большой такой, разбитой деревни. В этой деревне нам надо найти горючку и жратву, первая отыскалась в строймаге (уникальная вещь, колхозный магазин самообслуживания, лабаз-переросток), причем уайт-спирит оказался перемаркированным: на этикетке надпись типа “Самарский НПЗ”, под ней - этикетка какой-то местной разливайки. Не горел точно так же, как и купленный в Бишкеке. И жратва. Жратва, традиционно, все на том же рынке. Рыночная экономика, да, все через рынок. Кроме того, рядом с рынком нашлась турецкая выпечка, офигенно вкусная, жаль, что так мало Макс ее взял. Над ущельем Каракола тучки вроде как уходят, но все равно, как-то сцыкотно слегка туда ехать. Непонятно, уходят ли они совсем, да и без запаса лезть на Ак-Суу… В общем, не поехали мы туда, зря, наверное, но не поехали.
На выезде из Каракола видели группу из русско-байко-туристо, как потом оказалось - все те же товарищи, что встретились нам в Кегетах.

Что можно увидеть на выезде из Каракола (или Пржевальска, по-старому)? Правильно, указатель на музей Пржевальского, почему б туда и не заехать, хоть узнаю, кем был этот самый знаменитый товарищ :).
Ну что сказать, узнал, по-хорошему удивился. С таким упорством пытаться добраться до далай-ламы, путешествуя столь впечатляющими маршрутами… Внушает, как и габариты самого Пржевальского ). Интересный музей, на самом деле, очень рекомендую, особенно, если удастся попасть туда без брачующихся пар (популярное для этих целей место, как оказалось).

Макс высказал идею покататься по мысу Сухой Хребет и встать на нем в каком-нибудь симпатичном месте. Единственная проблема - пить воду из Иссык-Куля мне больше не хочется, совершенно. Проблема даже не в том, что она чуть солоноватая, и чай на ней пить совершенно невозможно, жуткая мерзость получается, но еще и в том, что она в меня и в составе жратвы не лезет совершенно, блевать с нее тянет, так что если вставать на мысу, то надо будет где-то тариться водой на готовку. Скорее всего, в поселке Иссык-Куль, что находится неподалеку от мыса Хребта. Щас мы до него доедем..

Щас. Еще немножко. Уже вот-вот, и этот ебучий, укатанный в гребенку грейдер закончится. Ехать невозможно, дорога… Это не дорога, это полный пиздец. Машины по ней или еле ползут, или несутся по принципу “выше скорость - меньше ям”. Но о радость! Проколбасившись по этому говнищщу минут сорок, к радости непередаваемой узреваем, что от грейдера отходит благословение господне в виде полевой дороги, хотя на ней и попадаются периодически лужи, но едется несравнимо бодрее, чем по этому грейдеру. Начавшись, грунтовка почти без перерывов вела до п. Иссык-Куль. Здесь в магазинчике мы заправляемся водой, немножко жратвы (чегой-то мне горошка зеленого захотелось. горошек есть, но китайский), и по пыльной грунтовке выезжаем из этого полудепрессивного поселка куда-нибудь поближе к озеру. Погодка опять какая-то странная становится, дождь, что ли, собирается, фиг пойми…
В Семеновке сворачиваем на дорогу, ведущую к Семеновскому ущелью. Опять-таки, классическая велодорога, разве что по ней, как правило, едут только до Григорьевского ущелья, а на Ак-Суу лезут от Григорьевки. На выходе из Семеновки меня протаранил очередной шумахер, на этот раз малолетний и на складном веле. Шумахер отделался легким испугом. Что там дольше по ущелью - непонятно, где там вставать и чего, народу оттуда едет довольно много, а за Семеновкой, немножко поодаль, обнаружился арык с текущей по нему Кичи-Ак-Суу. И поле нашлось, довольно ровное, неплохо укрытое от дороги, где вполне можно разместиться. Залезли в арык сполоснуться - на удивление вода не очень холодная, но сносит, конечно, знатно, фиг удержишься.
Погода, видать, поменялась, за весь день не было ни одного дождя. Так, глядишь, и на Ак-Суу нам повезет?

15.08.2013
Приозерный - Тюп - Кутурга - Чон-Урюкты - Семеновка, 104 км
Под утро резко похолодало, видимо, с гор холодный ветер пришел, да так, что пришлось даже одеяло дополнительно на себя натягивать. Зато утро было ясное, солнечное, без единого облачка, горы на той стороне пролива кажутся неправдоподобно голубыми сквозь легкую дымку-туман, стоящую над озером. Погода просто супер, можно даже немножко поразлагаться на пляжике, позалазить в Иссык-Куль да и, вообще, чутка отдохнуть. Этакая микродневка. Из палатки я выполз в районе пол-восьмого, а уехали мы отсюда лишь около двенадцати дня.

Из топлива здесь разве что облепиха
Синее утро
Уезжать отсюда крайне неохота
Отличные дороги, не в пример вчерашним
Интересно тут...
Сушится стройматериал
Дорога на Тюп
Фактически, единственное, что попалось интересного по дороге
Семеновское, наконец-то!
Вчера мы были где-то там, на противоположной стороне
Свет и тень
Вообще, Сухой Хребет с этой стороны гораздо интереснее. Здесь присутствуют нормальные грунтовки, имеются отличные пляжи (южный берег высокий и обрывистый, и с пляжами там туго), и открываются отличные виды на горы, что на другом берегу залива.
Вчера были в основном с/х угодья, заброшенные и не очень, а сегодня вдоль побережья растут сады с чем-то культурным, коровки пасутся, в селах, сквозь которые проходит дорога, сушатся говноблоки и ковры, в общем, интересно и разнообразно. Однако самое интересное поджидает на выезде на трассу: здесь, вдоль полуразрушенного бетонного арыка, высажен был когда-то давно абрикосовый сад, и деревья сейчас стоят совершенно без присмотра, осыпаясь огромным количеством абрикосиков, не особо сладких, но все равно чрезвычайно вкусных. Особенно нахаляву. Пасемся в этом саду с полчаса, наверное, выбирая что повкуснее да послаще.

Дорога на Тюп идет по шикарной тополиной (или карагачной?) аллее. Крома аллеи, дорога запомнилась разве что двумя уебанами на корытах: один, хуяря почти по встречке, срать хотел на какие-то там машины, едущие ему навстречу, а другой, опять-таки едучи на него, срать хотел на каких-то там мудаков на велах, едущих по краю дороги, в результате чего этот утырок уебал меня зеркалом. Пары сантиметров до кузова не хватило. Вообще, ездят в Киргизии так, очень так. То ли ездить не умеют, то ли еще чего.
Хер с ним, в очередном Сарыбулаке сожрали дыньку (здесь “торпеды” очень уж дешевы) и практически без остановок докатили до Ананьево, где в магазине затарились кунштюками для прохождения Великого и Ужасного. 3-4 дня автономки там точно будет. Дорога до Ананьево, надо сказать, совершенно неинтересна, лишь пару раз справа, со стороны гор, проглядывало что-то, достойное фотографии. Озеро тоже далеко, хотя за ним, где-то там, По Ту Сторону, видны горы, отблескивающие на клонящемся к закату солнце ледниками..

Но вот тропа вышла на берег Чонг-Ак-Суу, место неплохое, и солнце уже клонится к закату, поэтому лучше встать здесь. Кто его знает, будут там дальше сколь-нибудь вменяемые места для стоянки или нет… К вечеру понабежали облака, но не дождевые, а так, горные. Очень хочется, чтобы нам и завтра повезло с погодой, пока предпосылок для обратного вроде нет.

16.08.2013
Семеновское ущелье - пер. Кек-бель - Григорьевское ущелье - р. Чонг-Ак-Суу, 44 км
Утро выдалось просто роскошное, над горами плывут легкие облачка, тепло, светит солнышко, хочется совершать подвиги и покорять вершины. Выехали чуть раньше десяти, сегодня нужно забраться как можно ближе к Ак-Суу, на случай, если завтра он милостливо захочет нас пропустить. Въезжаем в Семеновское ущелье, и сразу же некий экологический пост, заплатили по 30 сом, хотя, кажется, можно было и просто так проехать. Ну фиг с ним, глядишь, деньги на борьбу с мусором пойдут.

Ели растут, красиво
Начало Семеновского ущелья
Кичи-Ак-Суу
Тут полно симпатичнейших полянок
Немножечко меду?
Ущелье выходит в широкую долину
Макс и дорога
Горы и пастбища
Через Ак-Суу на Кок-Бель
Подъем на перевальчик
Начало спуска, интересно...
Оборотная тара
Григорьевская щель
И само Григорьевское ущелье с Чонг-Ак-Суу
Дороги
Местная легковушка
Первое озеро
Красивый бродик
И второе озеро
Дорога идет по лесу
Немного камушков и корешков...
...и роскошный спуск...
...заканчивающийся бродом
Местность резко меняется
Мостик-времянка
Надо же, на чем тут можно ездить!
Размыв горы
Чонг-Ак-Суу
Офигеть, как оно здесь проехало?
По ОСМ-у дорога здесь кончается
Но в реальности она еще довольно долго будет присутствовать
И как здесь ехать?
Надо же, дорога снова нашлась
Лошадки
Грандиозного размера "язык"
Речка
Виден Тертер, здесь дорога заканчивается
Карабкаемся на холм
Вид на Григорьевское ущелье
Кактус
Тертер и ледник
Небольшой, но очень холодный брод
Ледник подле Тертера
Здесь было пастбище
Коровьи тропы
Местами подходят эти тропы к краю обрыва
Осторожно тут надо
Чонг-Ак-Суу, близко к верховьям
Неплохое место для стоянки
"Горные облака"
Сразу начинаются Тянь-Шаньские ели, речка рядом течет, дорога извивается, скалистые отроги близко подступают - красота. Красивое ущелье, вдоль речки заросли кустов, среди которых то тут, то там встречаются уютные полянки, правда, здесь все еще лежит роса, так что, может, и хорошо, что досюда вчера не доехали. Пасеки, кстати, стоят, можно было бы еще медком затариться, вот только дороговат он здесь, наверное, да и тащить его потом…
Постепенно горы расходятся в стороны, и ущелье выполаживается в красивейшую долину. Здесь расположена небольшая деревушка, в которой я наконец-то нашел место для складирования мусора (редчайшая вещь для поселков в Киргизии). По долине едем не спеша, любуясь видами и пользуя фотики по прямому назначению.
На мосту через реку нам встретился автобус с туристами, он тоже едет не торопясь, периодически высаживая люд для фотосессий и вообще приобщения к природе. У подъема на невысокий перевал Кек-Бель стоит ферма, здесь поболтали с ее хозяевами, приехавшими из России еще в начале 90-х, премило потрепались об убитых на всю голову туриках :)). Упомянули, что где-то там, вверх по ущелью, есть пара озер. Интересно. Кроме того, нас обнадежили, сказав, что на перевале снега скорее всего быть не должно. Уже неплохо.

Дальше… Дальше подъем на Кек-Бель и спуск с него. Спуск - это нечто с чем-то. Это неописуемо. Сам спуск, скорее всего, тоже очень интересен (уклон довольно приличный), но оценить мы это не смогли 8). Со спуска видно Григорьевское ущелье, уходящее вдаль, к Ак-Суу, причем там, далеко, видны снеговые вершины, это, судя по всему, горы, стоящие неподалеку от того перевала, а если спуститься чуть подальше, то видна Григорьевская щель, уходящая к Григорьевке, Чонг-Ак-Суу, что течет по всему ущелью далеко внизу, еловый лес, что растет на склонах ущелья, голубое небо и облака, плывущие над вершинами. Вид просто потрясающий, словами не передать. Спускаемся очень медленно, все-таки такие пейзажики не каждый день увидишь, особенно в нашем болоте. Навстречу попался ишак, нагруженный бутылями с водой, медленно и печально бредущий в перевал и при этом совсем одинешенек: сам набрал, сам отвез, полезная в хозяйстве скотинка!

Спустились до моста через Чонг-Ак-Суу, здесь уже пошла движуха иного рода: ездят толпы машин, причем какого-то хера с московскими номерами. Ездят даже на каких-то откровенных пузотерках, жутко медленно (дорога хоть и хорошая, но все же горная), видно, панически боясь задеть низким бампером/порогами/днищем в изобилии валяющиеся здесь камушки. Что характерно, безуспешно; наблюдать за всеми этими вальсированиями очень смешно. Кстати о птичках: виды отличные, место удобнейшее, почему бы двум благородным донам чего-нибудь и не сожрать? Расположились на холмике, закусывая и наблюдая, как вверх по ущелью едут еще машинки. Медом там им чтоль намазано.
Дорога идет по широкому ущелью, почти долине, с небольшими локальными подъемами и спусками, иногда к самой дороге подступают высокие стройные Тянь-Шаньские ели. Попадается несколько небольших бродиков, неподалеку от них, как правило, расположены юрты и палатки. Дорога в целом отличная, ровная и очень приятно проходимая на веле.
Попалась нам и пара озер, о которых упоминали перед Кек-Белем: да, действительно, небольшие такие озера, думаю, довольно редкие в здешних краях, но в общем и целом ничего особенного. После озер начинается участок всхолмленной дороги, где среди елей можно поколбаситься по камушкам и корешочкам, а потом ели как-то резко исчезают, и вот дорога уже идет среди низкорослых кустарников, растущих меж большими валунами, среди которых извивается лента дороги.
В месте, где ущелье переходит в заваленную мелкими (и не очень) камнями долину, река выходит почти вровень с дорогой; здесь же расположено очередное поселение пастухов, причем катаются они, насколько видно, не на внедорожжниках, которым здесь и было бы самое место, а на “каблуке” и древней “волге”. С учетом того, что дорога позади была не совсем ровной, машинки эти смотрятся здесь диковато )).
Почти сразу за этим стойбищем на навигаторах нарисован конец дороги. И действительно, дорога дальше завалена камнями, но через некоторое время вновь становится нормально проезжей. Вновь стали видны вершины, покрытые снегом, там, впереди, те, которые были видны с Кек-Беля. Мы все ближе и ближе к Ак-Суу, и даже погода не думает портиться, что не может не радовать.

А вот тут уже интересней: дорога подошла к очередной ферме и исчезла, просматривается только невнятная коровья тропа со стоящими на ней коровами, тропа идет по самому краю реки и очень быстро упирается в колючие насаждения и камушки, уходя при этом наверх, по склону. Вылезли из ложбинки, где протекает река - о, а вот и дорога! Жрем, оценивая окружающую местность. Местность радует, перспективы  и погода  - тоже. Несмотря на грунтовку, чувствуется, что местность дичает (в смысле, цивилизации и людей тут немного).
Начинаются оползневые языки, к счастью, по другую сторону реки. Проезжаем язык, дорога еще некоторое время идет по полю с пасущимися на нем козами и овцами, доходит до одинокой юрты, что вместе с машиной размещена неподалеку от бегущей с гор реки Тертер, и здесь уже заканчивается окончательно. Итого, проезжая дорога идет вплоть до высоты 3000, дальше есть только коровьи тропы.
Карабкаемся по таковой на высокий бугор (его можно, и, скорее всего, нужно было бы обойти понизу, рядом с рекой), тропа идет между колючками, сильно напоминающими кактусы, идти через них далеко не всегда приятно. Тертер течет прямо с ледника, что чуть выше нас, водичка очень бодрит, хорошо еще, что река неглубокая, спокойно переходится вместе с велом. Было бы побольше времени, можно было б сходить вдоль Тертера, вверх по ущелью, оно даже снизу выглядит очень интересным.
Места глухие, народу никого,только попадаются вытоптанные круги на месте бывших загонов. Края ущелья придвигаются друг к другу, тропинка идет прямо по склону, в основном по ней можно ехать, хотя иногда приходится и спешиваться, и чем дальше, тем чаще.
Предыдущая часть
Следующая часть