Прочитав в  очередной раз  на форуме  вопрос "а  что такое  термуха/флиска/мембранка/виндстоппер,   помогите,   запутался"   и   вспомнив  свои мучения при изучении этого "богатства" решил немножко систематизировать имеющиеся на данный момент знания по этому вопросу. Сознательно не буду писать о том, одежду какой фирмы лучше выбрать, а просто немножко расскажу, что есть что.  Итак….

Что нам требуется для того, чтобы ехалось нам с максимально возможным комфортом? Оставим в стороне железки и подумаем немного о нас, любимых. А надо-то всего ничего: чтобы было сухо и нежарко, и желательно без «приятного» (особенно при отрицательной температуре) ветерка, обдувающего нашу тушку. Причем в любую погоду, при любой нагрузке. К великому сожалению, однослойную одежду (скажем, по типу этакой маечки с рукавами), которая будет работать так, как нам надо, еще не изобрели, и надеяться на это в обозримом будущем явно не стоит. К счастью, человеческий гений еще с давних времен умел комбинировать различные материалы и их свойства, чтобы в результате получить то, что требовалось. Одежда тоже не избегла этой участи, и в итоге мы получили как раз ту самую пресловутую «трехслойку», о которой все пишут. Рассмотрим ее поподробнее. Итак,

Базовый слой

Он же «термуха». Немножко теории: при большой нагрузке человеческое тело, как нетрудно догадаться, вырабатывает большую мощность. Опять-таки к сожалению, КПД организма не равен 100%, поэтому часть вырабатываемой энергии неизбежно превратиться в тепло. А раз нашей тушке стало теплее, то она начинает потеть, что комфорта ну никак добавить не может. Задача базового слоя – забрать у тела влагу, на внутренней части термухи, которая прилегает к телу, и перевести эту самую влагу на наружную сторону ткани. Для того, чтобы этот процесс шел результативнее, термуха должна как можно лучше облегать тело. В результате работы хорошей термы мы имеем влажную снаружи ткань, и чувство приятной сухости изнутри. Это достигается, во-первых, за счет полностью синтетической ткани (нити из полиэстра), а во-вторых, за счет хитрого плетения этих нитей. А так как разные фирмы используют разное плетение, то получается, что одни термухи работают лучше, другие же – хуже. И понять, какая из них лучше, можно лишь опытным путем., увы нам.

Термобелье выглядит, например, так:

термуха

 

Многие веломайки также являются термобельем, соответственно, никто не запрещает их использовать в этом качестве.

Однако же зимой в одной термухе будет явно прохладнее, чем надо, поэтому возникает законное желание немножко утеплиться. Здесь нам поможет

Средний (утепляющий) слой

Как правило, его обычно называют словом «флиска». (fleeсe – «шерсть»). Этакая кофточка, довольно нежная и мягкая на ощупь, делается целиком и полностью из полиэстра. Прекрасно сохраняет тепло,  прекрасно «дышит» (и, соответственно, продувается), очень плохо намокает. Можно, конечно, в качестве утеплителя использовать и кофту из шерсти, но после того, как она намокнет от пота, чувство приятной сухости может исчезнуть с любой, даже самой лучшей термухой. Итак, используем полностью синтетическую флиску. Все ли флиски «одинаково полезны»? Очевидно, нет. Говорить о производителях и технологиях мы не будем, здесь сам черт ногу сломит, а поговорим вот о чем: разумно предположить, что в -25 нам нужно немножко более качественное утепление, чем в -5. Как этого добиться? Очень просто – флиски делаются с разной толщиной ткани, соответственно, для разных температур можно подобрать нужную. Итак, можно сказать, что флиски бывают из «сотого полартека», «двухсотого» и «трехсотого». «Сотый» - самый тонкий, «трехсотый» - самый толстый. Толщина подбирается индивидуально, исходя из личных пристрастий – кто-то может вообще без флиски в мороз катать, а кто-то и в 300-й даст дуба. Разумеется, их можно и комбинировать – например, натянуть поверх флиски из «сотки» флиску из «двухсотки» - такая комбинация будет иметь определенные преимущества перед одной флиской из «трехсотки» - в процессе езды можно регулировать степень утепления надеванием/снятием одной из флисок.

Пример флиски:

 

флиска

Итак, наше тельце не мокнет от пота, хотя и вкручивает на пределе своих сил, от переохлажления тоже не страдаем – спасибо флиске. Что забыли? Ветер забыли. И дождь. Или, что еще приятнее, их комбинацию. Флиска намокла и продулась ветром, байкер заболел и покинул этот бренный мир… Вечная ему память. Для того, чтобы избежать такого, прямо скажем, несчастливого конца, используем с наибольшей пользой все новейшие (или почти новейшие) достижения науки и техники – мембранные ткани. Итак,

Третий (мембранный) слой.

Благодаря невиданным достижениям в области нефтехимии и в ткацком ремесле лет этак 30 назад были изобретены первые мембранные ткани. Они обладали удивительными свойствами: умели пропускать через себя водяной пар, и в то же время не пропускали воду. Как раз то, что нам требуется, не правда ли? Так появилась одежда из мембранных тканей. Их данный момент времени их еще больше, чем видов флиса и термотканей вместе взятых. Как же сделать свой выбор в пользу куртки из той или иной ткани? Это несложно. У мембран есть два основных критерия выбора – показатель «дышимости» (гр/м2/24ч) и «водоупорности» (мм). (расшифрую – сколько грамм водяного пара пропустит через себя кусок мембраны площадью 1м2 за 24ч, и, соотвтественно, давление какого столба воды эта мембрана способна выдержать и не потечь. При каких условиях эти данные получены, правда, обычно не указывается). Чем больше «дышимость» и «водоупорность» - тем лучше. Для велоприменения имеет смысл обращать внимание именно на показатель дышимости – по возможности, он не должен быть меньше 10000. Следует, однако, помнить: при большой нагрузке в любой, даже самой лучшей мембранке будет жарко, и внутренняя поверхность куртки будет увлажняться – все же дышимость даже лучших мембранных тканей все еще недостаточна… Прогресс, однако, не стоит на месте, и возможно, в недалеком будущем будут изобретены водонепроницаемые ткани, по-настоящему «дышащие».

 Пример мембранной куртки:

 

мембранка

Существует и другой вид мембранных тканей  - «виндстоппер», «виндблок» и еще куча названий, обозначающих ткань, которая имеет хорошую дышащую способность, но не продувается ветром (и не спасает от дождя).

  В ветренный холодный (но без дождя) день виндстопперная курточка будет более разумным выбором, чем «мембранка» (защищающая от воды). Кстати, иногда можно услышать фразу типа «гортексная куртка»; пугаться этого непонятного слова не следует, а следует лишь знать, что «gore-tex» - это мембрана одной из старейших фирм, разрабатывающая мембранные ткани, и иногда используется как имя нарицательное для всех мембран (по аналогии с «ксероксом»).

 Следует еще отметить, что некоторые мембранные ткани довольно критично относятся к стирке, особенно порошком. В то же время против стирки обычным хозяйственным мылом нет как правило никаких противопоказаний. Вот так.

 Кроме термух, флисок и мембранок самих по себе существуют также и разного рода их комбинации, к примеру терма с утеплением (что-нибудь с названием вроде «polartec power stretch»), флиски с виндстоппером, мембранки с флисовой подкладкой внутри и т.п. Как правило, подобные комбинированные виды работают хуже, чем, например, отдельная термуха+отдельная флиска.

На сайте реалбайкера http://realbiker.ru/articles/ можно пофтыкать в кучку статеек об одежде и технологиях. Главное – это не сломать голову, пытаясь переварить увиденное там.

Итак, в итоге мы пришли к "классической" схеме: на тело надеваем термуху, поверх нее, в зависимости от температуры за бортом, надеваем куртку из мембранки/виндстоппера (если относительно тепло), либо пододеваем под эту куртку флиску (если на улице особой жары не наблюдается). В процессе движения, особенно если ехать, а не "тошнить", тело хорошо разогревается, так что укутываться не надо, только зря вспотеем. Одеваться нужно так, чтобы, стоя на одном месте, было прохладно. Если на маршруте запланированны большие остановки, лучше взять что-то теплое с собой, и одевать это теплое уже на остановке.

Hosted by uCoz