Дата: 04-06.11.2011
190 км.
Нитка маршрута:
Урень-Атазик-Шапша-Кубы-Северный-Воздвиженское-Ядрово-Красные Баки-Ветлужский

GPS track

На линию старой лесовозной узкоколейки Арья-Красный Яр, более 70 километров идущей по Килемарской тайге, я засматривался уже несколько лет. Известно, что многие сохранившиеся насыпи узкоколеек и спустя много лет после исчезновения с них железных путей продолжают активно эксплуатироваться, в основном лесовозной техникой, но "дистанционно" узнать, проезжа или нет та или иная ветка крайне сложно - в интернетах инфы о них крайне мало. А поскольку заброска в те края отнимает довольно много времени, то поездка по Красноярской УЖД откладывалась на неопределенный срок - лезть "туда не знаю куда" крайне не хотелось...
Но вот в начале этого года мне прислали ссылку на отчет казанских Жыперов, которые проехали по маршруту от Арьи до Красного Яра, причем, как утверждается в этом отчете, узкоколейка полностью проезжая и поддерживается в отличном состоянии. Сразу же захотелось проверить сей факт самостоятельно :). Но. Этим летом мы ездили по маршруту Арья-Шаранга-Северный-Ветлужский, через всю ту же Килемарскую тайгу. И больше всего мне в том походе запомнилось совершенно фантастическое количество летающе-впивающейся-кровососущей дряни, обитавшей в тех лесах. И никакого желания соваться туда в летние месяцы ни у меня ни у Макса не возникло. Кроме того, "отлично проезжая песчаная насыпь" для Жыпа и для вела - несколько разные вещи; времени на преодоление эта узкоколейка должна была отнять немало. Поездка, казалось, снова отодвигается на неопределенный срок...
Однако в начале ноября синоптики на всех без исключения погодных сайтах дружно стали уверять, что в кои-то веки ноябрьские праздники обойдутся без дождей, и мало того, что погода будет ясная и слегка морозная (от +1...3 в первый день до -5...-8 во второй и третий). Лучших условий для поездки по узкоколейкам, пожалуй, трудно желать - песок замерзнет до состояния камня и станет проезжим везде и без проблем, а умеренный мороз при ночевке в палатках не особо страшен.
Поехали втроем - я, Макс, Гера. Средством заброски был избран кировский экспресс, как наиболее адекватное средство доброски рано утром до Уреня. Благополучно залазим в него с велами, по пути ругаясь с "проводницей", категорически не желающей видеть наши велы в тамбуре, пара часов полудремотного состояния, и вот мы вылазим на станции Урень. Самое первое впечатление по вылазке - синоптики чего-то слегка напутали: обещано было нечто околонулевое с уклоном в плюс, в реале же - небольшой, но явный минус безо всякого уклона к нулю. Не настолько большой, чтобы пески сумели замерзнуть как следует, но достаточно, чтобы стало прохладно. Ну ладно.


Атазик. Начало узкоколейки.

Проезжаем Указатель "Арья", и сразу же поворот на Атазик. В Атазике асфальт заканчивается у автобусной остановки, и прямо здесь начинается лесовозного вида дорога, раздолбанная тяжелым транспортом, из-под которой местами проглядывают остатки УЖД насыпи. Почва глинисто-песчаная, по причине слабого мороза малозамерзшая, катит отвратительно, крейсерская не поднимается выше 12 км/ч. А вот и первое говнищще: на местности в окружающем грунте устроена длинная, метров 300, выемка, по которой проходит узкоколейка, и в этой выемке, разумеется, скапливается вода от проходящих дождей. Дорогу, идущую в обход этого места мы как-то проигнорировали, посчитав, что идет она немножко не туда, куда надо, и вот теперь приходится тащиться по краю глинистого полузамерзшего болота, к счастью, не особо длинного. Едем дальше, местами попадаются небольшие ручейки, дорога в общем и целом нормальная, хотя по-прежнему мешают ехать следы от тяжелой техники. Заболоченные места, где нет возможности объехать где-то параллельно узкоколейке загачены, думется, даже стандартная "нива" пройдет без особых проблем, за магистралью действительно следят, хотя, насколько я заметил, не везде одинаково хорошо - существуют участки, по которым техника регулярно катается от какой-либо деревни на вырубки и также есть не особо часто используемые "перелазы" между ними, хотя, повторюсь, хорошо проезжие.


Говнищще. Вид сбоку.


Обходится по краю. С трудом.

Время - пол-первого, подъезжаем к станции "Ромашка". Ныне станция представляет из себя штабель свежеспиленных бревен, на котором удобно сидеть во время перекуса :). Хаваем, одновременно обдумывая ситуацию: судя по всему, сегодня мы не то что на Кубы, а даже на планируемое место ночевки - ур. Шапша, вероятно, не попадаем, во всяком случае, до захода солнца. Макс хочет вставать на Ижме, до нее еще около 20 км. Вариант, но тогда мы на Красный Яр точно не попадем... Ладно, доедем до Ижмы, посмотрим, что там со временем будет.


Вот она - типичная узкоколейка.


Некое непонятное сооружение.


От магистрали идет куча ответвлений.


Хорошая, проезжая гать.


Периодически встречаются такие вот мостики.

Что интересно, едя по магистрали совершенно не ощущаешь, что забрался куда-то в глушь - от бывшей УЖД отходит по сторонам куча дорог, встречаются вырубки с работающей техникой, словом, безлюдием здесь и не пахнет.
Чем дальше, тем дорога радует все больше - то ли подмерзает, то ли просто здесь грунт поплотней, но едется гораздо бодрее, крейсерская местами превышает 20 км/ч. К Ижме подъезжаем около 3-х часов дня, ура, Ижма! Ура, мост! Был. Был узкоколеечный мост, и, видимо, был не слишком давно то ли мост, то ли очень качественная гать из бревен для переезда машин. Был, но его, судя по внешнему виду, снесло водичкой, так что теперь через Ижму можно перейти только по завалу, особенно если его усилить несколькими досочками, в изобилии валяющимися здесь. Разгружаем велы, и в два захода передаем по цепочке рюки и велы, переправляя их на другую сторону реки. В принципе, можно было перейти и в брод, но глубина по меньшей мере по колено и отрицательная температура воздуха не слишком располагали к такой переправе. Речка не очень узкая, несмотря на то, что до ее истока не так уж и далеко; ниже по течению, около Больших Полян, она почти такая же по ширине, хотя и несколько глубже. Хорошая речка.
Активно думаем, что делать дальше. Поскольку команда не высказывает особого интереса к Красному Яру, решаем забить на него и встать прямо здесь, уж очень хорошая полянка в сосенках обнаружилась прямо на берегу Ижмы. Вот так неленивое ПВД может резко обернуться матрасом. Может, хоть на Кубы завтра заглянем. Неспешно ставимся, готовим еду, Гера при помощи горелки тестирует работоспособность газового баллона с непонятным содержимым при легком минусе. Горит, хотя и неохотно, все же жидкотопливная горелка при минусах гораздо более практичная вещь. Под конец ужина с неба начинает сыпаться снежная крупа, что за фигня, обещали же "малооблачную погоду без существенных осадков"! И ветер усиливается... Неприятно, однако, хотя все равно уже собрались по палаткам расползаться (время - шесть вечера. Тринадцать часов здорового сна. Ужас), но вот если дорогу завалит, будет нехорошо.


Бывшая переправа через Ижму.


Переход через Ижму.


Аккуратно, по бревнышкам.


Интересные деревья тут растут.

Ночью меня беспокоили две вещи: первая - это мышчЬ, пытавшаяся найти что-нибудь на-пожрать в тамбуре, где лежали рюкзаки. С самого начала там лежала и некоторая жратва в пакетах, но после первого "шур-шур" я убрал ее в палатку, к сожалению, не заметив вывалившуюся из пакета упаковку с какао. В результате, эта тварь прожрала в упаковке дыру и перепачкала в какао рюкзаки. Но это в принципе фигня. А вот вторая вещь, что беспокоила меня, фигней не являлось - ветер и заряды снежной крупы снаружи усиливались, периодически казалось, что вместе со снегом идет и ливень, настолько сильно хреначило по тенту палатки. Что там с дорогой будет после снега - неизвестно, как бы вообще не пришлось выбираться кратчайшим путем из здешних лесов, что меня радовать никак не могло, ибо обидно. Пытаюсь уснуть под шуршание мыши и порывы ветра...
Ночью как-то похолодало. Очень, надо сказать, сильно похолодало. Если в начале ночи в marmot trestles 0 мне было сильно жарко, так, что спальник пребывал в расстегнутом состоянии, то ближе к утру я уже просыпался от того, что в наглухо укупоренном спальнике было холодно (заявленная нижняя температура комфорта, напомню, -17 градустов). Вылазить из палатки поутру не хотелось абсолютно, дубак, а на улице еще и ветер сильный, чувствуется, дует. Вылазить, однако, нужно, и никуда от этого не деться, не торчать же здесь... На улице, на удивление, все не так уж и плохо: ветер довольно неприятный, но небо затянуто облаками лишь наполовину, чувствуется, будет солнце, снег уже не идет, а того, что нападало за ночь не так уж и много. Дубак приличный, градусов девять, Ижма около берегов уже начала затягиваться льдом, пытаюсь разжечь костер, но найденные вчера доски, даже поколотые на тонкие щепочки, гореть не желают, вообще, даже береста не помогает. Здесь нужен Макс, но из палатки ему вылазить неохота :). Зато как только вылез, костер, испугавшись его, сразу начинает гореть, удивительно, но факт.


Вид на стоянку.


Утро на Ижме.

Завтракаем, собираемся, и едем дальше. Дорога намертво замерзла, едется по ней быстро, а на спущенных покрышках следы от тракторов, рельефно выделяющиеся на смерзшемся песке почти не чувствуются - хорошо! Быстро доезжаем до того места, где узкоколейка, идущая на Боровку, поворачивает в сторону Северного. Дорога на Боровку широченная и накатанная, а вот в сторону Северного она популярностью явно не пользуется, ездят по ней не особо часто, колея местами заросла травой, на насыпи то тут то там обнаруживаются оставшиеся от полотна шпалы, скорость продвижения резко падает. Времени с начала движения прошло чуть больше, чем полтора часа, когда мы выехали на запланированное место ночевки - ур. Шапша. Судя по тому, что дорога уходит с насыпи, а сама насыпь выглядит заброшенной еще лет десять назад - УЖД моста через Шапшу явно нет. Посмотрев, куда идет еще одна дорожка, слабо накатанная и подозрительная (вроде бы она и шла в сторону реки, но метров через 200 резко закончилась), едем по объездной дороге и почти сразу упираемся в Шапшу - небольшая речка с бродом (но его можно обойти по бревнам), да, это не Ижма, и стоянка здесь была бы гораздо менее живописная, хорошо, в общем, что не поехали сюда под вечер. Отъезжаем немного от реки, дорога выходит на некий перекресток, где обнаруживается столик и лавочки, ага, здесь будет перекус. Заодно думаем, куда едем дальше. Погода на улице бодрит, на Красный Яр даже по замерзшей узкоколейке, видимо, не успеваем, да и чего-то не особо охота туда... По асфальту пилить завтра немало, а ветер будет дуть четко в морду почти весь путь. Можно доехать до Северного и выехать там на асфальт, доехать до Ижмы у Больших Полян и там встать, но это уж как-то вообще лениво получается... Доеждем хотя бы до поворота на Кубы, подумаем, что и как. Выезжаем на насыпь, и почти сразу упираемся в этакий "противолесовозный еж" - на дороге стоит знак, вполне однозначно трактуемый как "проезд закрыт". Что за фигня? А, вот, собственно, и причина - на дороге стоит, полностью ее перегородив, здоровенный бульдозер - грейдер он тут делает, что ли? Зачем, интересно, его было бросать прямо на дороге? Протискиваемся с велами мимо него, на машине объехать это чудо природы было бы невозможно, и дальше, дальше... Вот насыпь пересекается с какой-то широченной просекой (очередной ...-провод, видимо), и вскоре еще одно пересечение, но с речкой - Бол. Шорья, здесь на дороге капитальный деревянный мост, а за ним - домик. Останавливаемся, идем на осмотр. Домик - видимо, бытовка, видимо - строителей того самого -провода. Внутри печка, пяток кроватей, имеется сени с дровами, и вполне чисто. В одной части домика крыша слегка провалилась, но это часть нежилая, так что некритично. Домик отмечается на ГПС-ах, и едем дальше. О, вот и второй знак "проезд закрыт", но уже с другой стороны дороги, как раз рядом с ответвлением уса узкоколейки в сторону Юронги. Вскоре еще одна речка с мостиком, на этот раз - Мал. Шорья, и вот в половине второго мы подъезжаем к повороту на Кубы.


Лужица. Или речка?


Дорога замерзла, но лед слишком тонкий.


"Проезд закрыт".


Мостик на магистрали.


Домик.


Домик. Вид изнутри.


"Конец зоны всех ограничений".

Здесь следует очередной акт раздумий, куда именно нам ехать. Мне хочется проехать на Кубы, и если повезет, переехать через Юронгу по мосту (который, как мне помнится, присутствовал на фотках казанских Жыперов) и выехать на Бол. Юронгу, потому как если уж не едем на Красный Яр, так хоть на Кубы надо заехать. Гера придерживается примерно того же мнения, Максу идея не нравится, поскольку, по его мнению, никакого моста там в Кубах нет, а ехать завтра 70 км по асфальту в условиях вмордувинда и температуры в -10 - не очень интересная затея. Все же уговариваю его, что мост там точно есть, и едем на Кубы.
... Добрались мы до бывшей этой деревни примерно через час. Дорога туда идет, и довольно хорошо накатанная, в самой деревне обнаруживаем пару строений, вроде сарайчика и бани, около которых стоит шнива, а вот дорога в сторону предполагаемого моста резко худшеет. Едем еще минут 10, и вот мост... Бывший. От него остались лишь опоры, под которыми валяются бревна, разного рода плавник, доски и т.д. Но Юронга - не Ижма, она гораздо глубже и шире, и если по этим бревнышкам еще кое-как можно перебраться на другой берег (не сильно удобный для восхождения, поскольку он укреплен бревнами, образующими вертикальную стенку с метр высотой), то вот тащить туда рюк и велы вообще непонятно как. Купаться в Юронге как-то не хочется - слегка прохладно для этого. Шикарно, скатались на Кубы, теперь возвращаться назад. Надо было Макса слушать...


По дороге на Кубы.


Остатки УЖД моста через Юронгу.


Может, все-таки получится перебраться?


Здесь была узкоколейка...

Едем назад по немного другой дороге, объезжая Кубы вдоль Юронги. Видны остатки еще одного моста через реку (странно, на генштабе ничего такого нарисовано не было), а неподалеку обнаружилась еще и лодка. Тут я ударился в воспоминания о памятной велосреде, и как бы нам могла помочь сейчас эта лодка, но мои идеи почему-то никто не поддержал.
По пути назад на магистраль Макс озвучивает идею, что надо бы уже и закругляться, и желательно - к тому домику, что мы недавно обнаружили. Правда, ехать до него километров шесть в обратную сторону. На завтра, соответственно, будет 10 км грунта + 70 км асфальта. При температуре градусов 10 мороза и встречном ветре... Впрочем, других вариантов ночевки особо не вырисовывается, за Северным на относительно разумном расстоянии (километров 10-15) никаких речек не вырисовывается, а стоять хоцца в хорошем месте, и что важнее - в теплом месте, ибо жарче на улице со временем не становится а совсем наоборот. Назад едется как-то гораздо быстрее - то ли под горку едем, то ли, желая побыстрее отогреться у печки, начинают энергичнее работать организмы :). Вот и домик, Макс немедленно занимается растопкой печки, благо, в домике припасено наколотых дров, я чисто разогрева для иду поколоть и попилить еще немножко березовых бревнышек, валяющихся в сенях. Раскалываются топориком с одного удара, промерзли, что ли, заразы, и когда только успели.
Темнеет, неспешно готовим ужин в прогревающемся домике, печка жрет дрова с жуткой скоростью, основная часть тепла вылетает прямо в трубу, но домику тоже кое-что достается. Откуда-то вылазит бабочка, видимо, возжелавшая перезимовать в этом домике и подумавшая, что уже наступила весна. Ага, наступила... Часов на пять. А потом бабочке снова придется искать себе укрытие, на кой ляд ты тут вылезла, глупая...


Назад, на магистраль.

Вообще, у печек такой конструкции (топка и прямая труба на улицу), кроме всех известных недостатков (нифига не держит тепло и работает с КПД паровоза) есть еще один, не столь явный - для прогрева помещения нужно очень много дров, которые очень быстро сгорают, что, в частности, означает, что через трубу идет сильнейший поток раскаленных газов, и она, в свою очередь, дико раскаляется. И если этой трубы касается что-либо легковоспламеняющееся, то оно непременно воспламенится. Что, собственно, и произошло. Та часть трубы, что выходила через крышу, была обложена слоем кирпичей, но со временем в промежуток между трубой и кирпичной обкладкой набилась всякая дрянь - иголочки, тонкие веточки и т.п., которые и не преминули загореться. Состояние, когда ты видишь, когда под деревянной крышой домика начинает что-то гореть, можно описать одним словом - "ИЗМЕНА!!!". Именно так, большими буквами. После чего следуют веселые прыжки вокруг печки в попытках залить тлеющую дрянь из бутылки, выбегания на улицу с целью посмотреть, что там творится снаружи и тому подобные развлечения. В конце-концов все веточки-палочки таки прогорели под нашим чутким руководством (с бутылкой воды в руке у смотрящего за трубой) и ужин был благополучно завершен. Кстати, проблема освещения в таких условиях прекрасно решается применением "народной фары" и "народного фонарика". Энергосберегающие технологии в действии, согласно бессмертным заветам нашего нанопрезидента.
Ночь прошла спокойно, под быстрое согласование внутренней и внешней температур, и жуткие звуки, которые издавала кровать Геры при каждом его движении. Древнее сооружение скрипело так, что, казлось, вот-вот развалится и наступит долгожданная тишина, но этот желанный миг никак не наступал, и чудовищные звуки продолжались и продолжались. Неудивительно, что ночью мне снилась какая-то откровенная шняга, вроде бы из творчества Лавкрафта.
Печка, хоть и фиговенькая, все же помогла, этой ночью спать было несколько теплее, возможно, потому, что в отличие от палатки сквозняки по домушке не гуляли. Несмотря на это, вылезать из спальника поутру категорически не хотелось, морда чувствовала, что снаружи дубак, то же самое чувствовали лапы и остальная тушка, и, видя такую согласованность их мнений, мне волей-неволей приходилось верить, что там действительно дубак. Быстро разжигаю печку, Гера тем временем набирает воду в речке, которая замерзла до такого состояния, что по льду можно было спокойно ходить. Свежепроломленная прорубь затягивалась льдом спустя пару минут после набора в ней воды. Вынесли на улицу велокомп Макса с термометром - он показал -16. Долбаные синоптики, и где их -6...-8? К моменту выезда наружняя тепмература поднялась аж до -14. Несмотря на то, что поутру раскочегарили печку почти столь же сильно, как и вчера вечером, бабочка так и не появилась. Возможно, врезала дуба опосля внезапной оттепели.
Погода ясная и солнечная, и, честно говоря, те самые -14 на узкоколейке как-то особо не ощущались. Да, прохладно, но не более того. Ну вот, наконец, мы выбрались в Северный, дальше будут 70 км асфальта. С учетом того, что расстояние от Атазика до Северного по узкоколейке также составляет 70 км, можно сказать, что половину маршрута мы уже проехали :). Впереди лежит самая неинтересная часть поездки, потому как ну не нахожу я ничего интересного в унылом пилении по асфальту. Тем более, когда ветер, как и ожидалось, дует в морду...


Третий день, магистраль.


В лесу очень красиво. Было бы еще потеплее...


Морозный лес.


Летом бы здесь ехалось не столь бодро.


Северный. Вид на узкоколейку.

На Ветлужскую мы приехали чуть раньше 4-х дня, на 10 минут опоздав на Уреньскую электричку, но, тем не менее, успешно загрузились на идущую через 40 минут элку из Пижмы, на удивление, достаточно свободную. Через 2 часа мы были в Нижнем...
На мой вгляд, мы очень удачно прокатились по этому маршруту. Весной там во многих местах мы встряли бы в болота, летом - сожрали бы всякие летающие твари. Неплохой вариант был бы поехать туда осенью, когда еще тепло и уже нет летающей гадости, но ехалось бы местами тяжело - магистраль во многих местах раскатана там знатно. Хотелось бы, конечно, чтобы во второй и третий дни было бы потеплее градусов хотя бы на пять, но уж как получилось. И на том спасибо.


Hosted by uCoz