Рязанская Мещера. Вдоль Пры и не только Маршрут: Великодворский-Тума-Заводская Слобода-Горки-Деулиино-Бельское-Новый Кудом-Лубяники-Китово-Гусь-Железный-Озерный-оз. Светлое-Двоезеры-Соколье-Меленки-Муром
Протяженность: 340 км, 4,5 дня, 05.05.2012 - 09.05.2012
Трек: 2012-05-mecshera.zip

05.05.2012
Вспоминая поход 10 года, захотелось мне вновь посетить край сосновых лесов, песков и узкоколеек - Мещеру. В этот раз решено было поехать в Рязанскую часть этого природного парка, где в сосновых борах течет извилистая река Пра. Мне хотелось, по возможности, также заехать в Голованову дачу - некогда "мекку" узкоколейщиков, ныне утерянную вместе с Тумской УЖД. Маршрут был выбран довольно интересный: от Тумы проехать на Заводскую Слободу, проехать по правому берегу реки Пра по тропе Паустовского, пересечь Пру около Ольгино, и проехать уже левым берегом на Голованово и дальше, заповедником на Малахово. Дальше планировалось проехать до Гуся-Железного и выехать на Муром, по пути разведав несколько многообещающих озер по дороге на Двоезеры.
Реальность, как всегда, внесла в этот план свои коррективы :)
До Тумы добраться можно единственным способом: доехать до Владимира, а там пересесть на дизель, идущий по малонагруженной ветке на Туму. Все просто... Если не учитывать то, что народу в этот дизель набивается ровно как селедок в бочку, вагончиков в составе всего три, и представляют они собой "вагон мягкий образца 1960-го года". Креслам в этом вагоне, во всяком случае, было никак не меньше полувека. Но это обнаружилось потом, уже ближе к Великодворскому, где мы должны были вылезти, а пока, после погрузки в это чудо техники, сидели мы тамбуре с тремя велами, поставленными стоймя, обложившись рюкзаками. Сказать, что проводники охуели, увидав нас на платформе во Владимире, это не сказать ничего. К чести их будет сказано, воплей "накой вы тут сдались нам здесь" не было, и лишь пара причитаний вполголоса "да куда ж мы вас таких ебнутых денем, эээхххх, залазьте..." сопроводила нас в дальний путь в раздолбанной "кукушке". Большая часть народа вылезла еще на полпути до Тумы, и нам даже удалось посидеть в мягких (пружинных. катапультных. не знаю, как еще их обозвать) креслах. Темнело, в окно видны тучи, похожие на грозовые. А ведь нам уже вылазить скоро, это что ж, придется под дождем стоянку искать, что ли?
Под дождь мы почти не попали: несмотря на раскаты грома и Страшные Молнии, озаряющие небо, ливень прошел стороной, и над нами пролилось лишь несколько капель дождя. Как говорится, Илья-пророк штанами тряхнул. Макс нашел более-менее ровную площадку рядом с карьером, что неподалеку Великодворского, и там мы и поставились, быстро перекусив сухомяткой. Готовить нормальную жратву будем уже утром.


06.05.2012
Утром совершаем объезд озера. Найдя подходящее место, варим супчик и наслаждаемся прекрасными видами (низко идущими тучами и серой гладью воды карьера). Постепенно тучки рассеиваются, вроде становится повеселее, да и само озеро выглядит гораздо интереснее - посередине его есть остров. Настоящий, высоченный, со строевыми соснами на вершине, куда так и просится какой-нибудь замок, хоть самый завалящий. С драконами, разумеется, куда ж тут без них.

 Утро,
        сборы
  Утро, сборы

 Хавчик
        на берегу хмурого озера
  Хавчик на берегу хмурого озера

 Остров
  Остров

 Остров
  Остров
 
Поудивлявшись на природно-рукотворное чудо, выехали мы на дорогу, ведущую на Туму. Трасса эта, хоть и не особо длина, не особо и приятна, довольно много на ней длинномеров, да и вообще трафик так... Закупилися в Туме всяким хавчиком, следующим элементом культурной программы должен быть вокзал, некогда совмещенный с веткой УЖД, но его проехали быстро, искать, где была узкоколейка не стали. Видно, что от нее тут уже ничего не осталось :(.
До Заводской Слободы идет асфальт, который мы немного срежем, но сначала - пересечение с узкоколейкой. Сам переезд еще не разобрали, в асфальте лежат рельсы и просека насыпи все еще видна, хоть и зарастает она очень быстро, даже машины по ней не особо-то и ездят. Очень печально, что почти вековая история "мещерской магистрали" закончилась вот так, заросшей насыпью и лежащими на переезде рельсами. И никакие указания прокуратуры в адрес ГЖД тут уже не помогут.

 Тума,
        Ж/Д депо
  Тума, Ж/Д депо

 Мещерская магистраль
  Мещерская магистраль

 УЖД
        Тума - Голованова Дача
  УЖД Тума - Голованова Дача

Через некоторое время мы свернули с асфальта и поехали по грейдеру вдоль живописнейшего канала с весело бегущим по дну ручейком, за каналом  же вольготно раскинулось то, что некогда было, несомненно, торфоболотом. Теперь это огромное поле, местами с приличными лужицами воды, на котором гнездится просто неимоверное количество всяких птиц, водоплавающих и не очень. Грейдер плавно переходит в грунтовку, та, в свою очередь - в песчаную лесную дорогу, впрочем, не особо продолжительную, и вот уже мы въезжаем в пос. Заводская Слобода. Где-то здесь, совсем близко, нас поджидает великая и могучая русская река Пра. Насчет ее могучести не возникает никаких сомнений, красивые заводи на месте чьих-то огородов стали появляться еще метров за 500 до самого моста.

 Торфоболото
  Торфоболото

 Грейдер
  Грейдер

 У
        Заводской Слободы
  У Заводской Слободы

 Схема
        национального парка
  Схема национального парка

Вот, собственно, и мост, кучи водников рядом с ним стапелятся, кто-то плавает на надувнушке, кто-то рыбу с моста ловит... Пра разлилась, но на первый взгляд не вот уж чтобы прям сильно. Ну по берегу местами деревья подтоплены, куда же без этого, но в общем и целом воды не так уж и много... Вроде бы. Первоначальный вариант трека предусматривал движение по левому берегу Пры, но сейчас возникли некоторые сомнения в целесообразности этого деяния: уж больно близко к берегу там местами дорога подходит, и в паре мест есть броды через некие канавы. А Пра-то разлилась, мало ли что там сейчас на месте этих бродов... Решили ехать по правому берегу, тропой Паустовского, а к искомой Головановой даче начать пробираться от Горок и Ольгино - там через Пру должен быть мост.

 Пра
  Пра

Весенний лес красив и пахуч, пригревает солнышко, и мы едем по сосновому лесу, вдоль реки, что так похожа на Керженец, но лежит в двухста километрах западнее его. Дорога сворачивает к старице Пры, заезжаем на нее посмотреть, и, может быть, искупаться. Старица тоже живописна, но купаться здесь как-то не тянет, больно много всякого мусора около берега, озерцо сильно разлилось.

 Старица
        Пры
  Старица Пры
 
Немного пожрав, едем дальше. Через некоторое время дорога проходит по мостку через канаву, здесь Макс останавливается и в течение пяти минут увлеченно снимает грызню двух ящериц, устроивших прямо на мостике драконовы бои. Вдоль дороги попадаются указатели, напоминающие, что именно здесь проходит тропа, по которой когда-то, кажется, гулял сам Паустовский. Вскоре чуть поодаль в стороне показалась беседка под названием "место отдыха "озеро Шуя"", на беседке висит табличка с выдержкой из рассказа Паустовского. Делаем здесь маленький отдых.

 По
        дороге в лес
  По дороге в лес

 "Тропа Паустовского"
  "Тропа Паустовского"

 Бой
        ящериц
  Бой ящериц

 "Озеро Шуя"
  "Озеро Шуя"

 "Кордон 273"
  "Кордон 273"

Дорога, идущая дальше, местами подходит к Пре, видно, что река сильно разлилась, а на месте таких вот подходов стоят палатки любителей "отдыха" на природе. "Отдых" заключается в основном в распитии алкоголя и засирании местности вокруг себя бутылками и мусором. Скоты.

 Один из
        подъездов к Пре
  Один из подъездов к Пре
 
Проехав ур. Кордон (вполне себе жилой) подъехали к мостику через речку Могина. Бывшему мостику через существующую речку. Быстро текущая водичка немножко смыла бетонные балки, положенные поперек русла, и теперь те наполовину утонули. Речка при всем при том никак не кажется мелкой, а от края утонувших балок до берега далеко и глубоко. К счастью, есть бревно, дублирующее балки, с воткнутой в дно реки шестом посредине бревна. К несчастью, бревно не слишком удобно для передвижения по нему с грузом. Аккуратно, очень, очень аккуратно переходим на другой берег, переправа с велами в сумме занимает минут 20. Тут с дороги, по которой мы дальше двинемся, с ревом и пылью лихо вылетают бравые жЫперы... и встают в недоумении. Потому как прыгать в воду с берега таким крутым жЫперам явно неохота, а как еще переехать Могину - непонятно. Правда, чуть дальше по течению, метрах в 50, есть подобие брода, изучать который в заброднике отправляется один из водил. Увиденное, судя по всему, его не очень обрадовало, потому как чуваки вылезли из машин и стали чесать репы. Смотреть, к чему это все приведет, мы не стали, у нас и своих дел еще полно.

 Переход
        Могины
  Переход Могины

 У меня
        проходимость немножко выше ))
  У меня проходимость немножко выше ))

Проезжаем деревню Горки. По плану, здесь мы должны перебраться на другой берег Пры. Попытка найти дорогу к мосту сразу провалилась: дорога есть, но в конце деревни она уходит под воду. До Пры еще метров 500, но водичка уже здесь стоит, и довольно высоко. Лезть туда с непонятно каким результатом не стали. Время от времени от главной дороги уходят ответвления в сторону Пры, катаемся по ним, но безрезультатно, все, что подходит к реке ближе, чем на полкилометра оказывается затопленным. А между тем, времени уже довольно много, и нужно думать, где же вставать. Хочется, все-таки, найти подходящую стоянку на Пре, а не на болоте.

 На
        деревню Горки
  На деревню Горки

 На мост
        на Ольгино
  На мост на Ольгино

 Горки
  Горки

 Дорога
        на Лесохим
  Дорога на Лесохим
 
У поселка Лесохим, что под Деулино, ожидает первая Большая Неожиданность: дорога, идущая на Деулино, скрыта под толщей воды на протяжении метров ста, и никаких объездов или обходов нет. На дороге виднеются бетонные трубы-коллекторы, в них, видимо, должна была течь речка. Однако она, судя по всему, решив, что недостойно ей протекать в каких-то там трубах, решила перетечь их сверху. Широка и велика могучая река Пра! Прямо в поселке начинается. Сымаю тапки и иду разведовать, что там творится с подводной дорогою. Хорошая новость: дорога есть, в основном скрыта водою лишь чуть выше колена. Плохая: есть место, где она доходит до груди, и вел придется тащить над собой. Втулки жалко. Переходим участок (радуется ему один Макс, т.к. шлепанцы есть только у него), раскладываемся на другом берегу и собираемся одеваться, как вдруг с берега, который мы только что покинули, начинает заплыв жЫп. Хорошо, бодро идет, и, подъезжая к берегу, поднимает здоровенную волну, которая заливает мои бережно сохраненные от воды тапки. Сука. Ненавижу жыпы.

 пос.
        Лесохим
  пос. Лесохим

 Небольшая речка
  Небольшая речка

 ...хотя
        нет, это уже Пра
  ...хотя нет, это уже Пра

 Сцукожып
  Сцукожып

Въезжаем в Деулино. Мост через Пру есть, ура! Он даже не затоплен, и по нему переезжаем на другой берег. Если нам повезет, то можно будет проехать по бетонке, идущей от моста, почти полпути на Голованову Дачу, а там уже все будет гораздо проще, там Пра до нас никак не достанет.

 Деулино, мост, Пра
  Деулино, мост, Пра

Какие были радужные надежды... По бетонке проехали метров 400, после чего она точно так же ушла под воду, как и все прошлые дороги. Причем где именно она там выходит из-под воды в обозримом будущем что-то как-то не видно. Интересно девки пляшут, по четыре штуки в ряд. Есть, конечно, еще два моста: первый выходит на Новый Кудом, второй, на который надежд возлагалось гораздо больше, идет через Брыкин Бор, проходит частью Окского заповедника и выходит сразу на Лубяники. Пока мы стояли и думали о нелегкой судьбе велотуриста, на дороге показалось нечто большое, и вроде как водоплавающее. Подплыв поближе, водоплавающее превратилось в водоездящее и, кажется, почти утопающее. Картина маслом: посередь водной глади скребет колесами где-то под водой "нива", которой вода доходит почти до верха капота (причем никаких шноркелей и т.п. херни не видно), с водительского места высовывается торс голого мужика, который во время движения снимает все ЭТО на мобилу. Выехав на сухую дорогу, слегка нетрезвое тело разразилось матами радости по поводу удачно совершенного заплыва, и поведало нам о том, что такой вот дороги там примерно километр. Ехать в Голованову Дачу сразу резко расхотелось.

 Ниффка
  Ниффка

Попробуем завтра проехать на Кудом, а сегодня надо искать стоянку, желательно в сторонке от моста, уж больно много народу там ошивается. Проблема состоит лишь в том, что вокруг бетонки раскинулся лишь затопленный лес без всяких признаков сухого места для хорошей стоянки. Хотя с моста был виден небольшой кусочек сухого берега, метрах в трехста, но до него надо еще дошлепать по водичке. Желание пожрать и поспать, тем не менее, пересилило предубеждение перед купанием на сон грядущий (тем более что вода оказалась неожиданно теплой для начала мая), и благополучно перейдя несколько кусочков Пры, неведомо как оказавшейся в лесу, мы дотопали до стоянки, некогда, несомненно, бывшей на ВЫСОКОМ берегу Пры, а нынче отстоящей от воды по вертикали хорошо если сантиметров на 40. И даже дождь не пошел, хотя и собирался он весь вечер. Не так уж все и плохо. Заходящее солнце освещает сосновый бор, так что деревья приобретают потрясающий ярко-розовый оттенок, очень красиво!

 Закат
  Закат

 Здесь
        была стоянка
  Здесь была стоянка

 Костры
        не жечь!
  Костры не жечь!

 Лес на
        закате
  Лес на закате


07.05.2012
Ночью, к счастью, Пра больше не поднялась и мы, повторив вечерний ритуал перехождения кусочков Пры, вернулись назад в Деулино.

 Пра
  Пра

 Утро
  Утро

 Утренний брод
  Утренний брод

Отсюда начинается грунтовка, ведущая на дер. Бельское, от которой что до первого моста, что до Брыкиного Бора ведет грейдер. Дорога хорошая, из неожиданностей лишь полуразвалившийся мостик из пары бревен, пролегающий через какую-то широкую водоотводную канаву. Благополучно перейдя неожиданное препятствие, мы почти сразу попадаем в Бельское.

 На
        Бельское
  На Бельское

 Мостик
  Мостик

Здесь действительно начинается грейдер, едем по нему до Веретье, от которого делаем песчаную срезку на дорогу на первый мост. Насыпь, идущая до моста, также оказывается песчаной, но более-менее плотной, что позволяет, приспустив колеса, двигаться по ней со скоростью километров 20 в час. Едем по ней, едем-едем, едем-едем... и приезжаем к текущей поперек насыпи реке. Во мне зреет уверенность, что это ни что иное как Пра. И это несмотря на то, что официально, по картам, до нее еще больше километра. Перед рекой стоит "уаз", а за рекой, под зонтиком, - художник, силящийся запечатлеть эту красоту и увековечить ее на холсте.

 Грейдер
        на Пру
  Грейдер на Пру

 Что там
        такое?
  Что там такое?

 Художник
  Художник

 И УАЗ
  И УАЗ

Я поперся посмотреть, что же там за художником есть хорошего. Из хорошего там только бывший мост, который некоторое время назад смыло, и от него остались лишь бревна, плавающие в воде и под сомнительными углами торчащие в воздухе. Перейти здесь, теоретически, можно, остаток конструкции, висящий в воздухе, это вроде как позволяет, но вот кроме себя что-либо нести никак не получится. Очень ссыкотно и стремно, если свалишься вниз, то угодишь прямиком на остатки свай. С велами здесь не перелезешь. Вообще, непонятно, ездят по этой насыпи или нет. Справа от обломков моста есть что-то, что может быть машинным бродом... а может и не быть, быстрое течение и непонятно какая глубина не дают рассмотреть, есть там вблизи дно или нет. И что самое неприятное, нет никакой уверенности, что там, ближе к Пре нет еще штук 10 бродов с непонятной проходимостью. Вернее, есть уверенность, что броды там как раз есть, согласно всему увиденному за вчерашний и сегодняшний день. Будем пытаться проехать через Брыкин Бор.
На обратном пути не отказываем себе в удовольствии доехать до берега Пры по имеющемуся неподалеку ответвлению и там искупаться. Туда проезжает машинка, но едет не прямиком к реке, а сворачивает на еще одну дорогу, тоже ведущую к берегу, но чуть подальше. Оттуда доносятся "унц-унц", и вообще чувствуется, что там какая-то тусня.

 Пра
  Пра

 Пра
  Пра

Искупнувшись, едем назад по песчаной насыпи, и выезжаем на грейдер, ведущий на Городное. При выезде с песка увидел чудо-юдо: ЛуАЗ-967 с экипажем в виде двух чуваков в танкистских шлЁмах. Отличная машинка, аккурат для использования в нонешних условиях. Не проедет так переплывет.

 Грейдер
        на Городное
  Грейдер на Городное

Погода, видимо, решив, что хватит с нас солнышка и тепла, начала нахмуриваться тучами. Очень жаль, я бы предпочел солнышко вместо дождя... В Городном тучи нас догнали и мы, в полной уверенности, что сейчас будет поливать, остановились пожрать под навесом какго-то сарайчика. Дождь, увидев, что мы успели спрятаться, немедленно раздумал идти, и мы битых пол-часа торчали под укрытием, в надежде, что он все-таки передумает и пойдет. Не пошел. Ну и хрен с ним. Проехав деревню, попытались углубиться в лес, но дальнейшему нашему продвижению помешало болото, раскинувшееся поперек дороги и пара велотуристов, Николая и Наташу, вынырнувшие с этой дороги нам навстречу. Они нас обрадовали, сообщив, что едут с Рязани и сами собираются ехать на Гусь-Железный, но по техническим трудностям в районе Брыкиного Бора проезд не получился. Технические трудности заключаются в том, что там слишком много Пры. Они проехали по мосту, но через некоторое время дорога на Гусь кончилась. К счастью, нашлась бесхозная лодка, оставшаяся от лесников, благодаря которой они проплыли еще с километр по дороге. Потом последовал небольшой сухой участок, и снова Пра, но на этот раз на дороге лодки не оказалось, а Пры было излишне, излишне много, так что они все на той же лодке поплыли назад, на Брыкин Бор. Там они встретили лесников, который были изрядно удивлены исчезновением их лодки, и получили инфу что "хера-с-два туда пробьешься". Потому как в том районе затоплено все, наглухо, и, похоже, уже Окой, подходящей на близкое (километров 10) расстояние к дороге.

 Встреча на Эльбе
  Встреча на Эльбе

Собственно, у них было вот так:
 
 Дорога
  Дорога

 И это тоже дорога
  И это тоже дорога

Ссылка на отчет Коли

в общем, нам еще грех жаловаться.
Так что вариантов у нас аж целых три: ехать назад в Туму; ехать в Рязань, оттуда в Москву, искать где-то пленку, чтобы обмотать ею велы и пытаться выброситься ПДС-ом; либо пытаться проехать по мосту на Новый Кудом. Из них сколь-нибудь интересен лишь третий вариант, поскольку все остальные означают сливание такого красивого и интересного маршрута. Ну, значицца, едем опять туда, в попытке достигнуть мост...
Москвичи, как более опытные в заплывах товарисчи, собирают по обочинам пустые полторашки и обрывки строп и упаковочных плетеных лент. Будет веревка. Мы от них отставать не стало, и тоже набрали некоторое количество бутылок, благо этого добра по обочинам валяется море. Забегая вперед, надо сказать, что бутылки не прии-го-дии-лиись.
Вот и снова развалины мостика, художник куда-то исчез, теперь вместо него какой-то другой чувак. Он сильно обнадежил нас, сказав, что брода на дороге всего два, вот тот, что прямо перед нами и еще один, подальше, и мост торчит из воды над Прою и никуда ею не смыт. Показал, где начинается первый брод (причем у него даже дно отсыпано гравием), и сказал, что второй, конечно, будет немножко посложнее... Но пройти можно. Скорее всего. Переходим брод (он даже неглубокий, и гораздо проще, чем я ожидал) и подъезжаем ко второму. Тут его нужно описать особо. Брод представляет собой канаву, неширокую, метров 6 шириной,и все бы ничего, но есть несколько НО. Первое. Она глубокая. В центре с головой будет, и лишь по самому краю насыпи можно нашарить узенькую полосочку, где вода будет по грудь. Второе. Течение там достаточно быстрое для того, чтобы с этой узенькой полочки сносило нахрен, куда-то в сторону кустов, даже с учетом, что пробирался я через нее при помощи здоровенного дрына, который я втыкал в дно и цеплялся обоими лапами, чтобы не утащило течением. И третье, других вариантов перехода, кроме как по этому краю, нет, потому как в центре канавы лежит молодая березка, недавно смытая с обочины, и пробраться по другому краю без того, чтобы сломать себе ноги или утонуть, никак невозможно. Ну еще и ливень незамедлительно пошел, и почему-то сразу стало очень холодно и мокро. Просто охереть, насколько холодно. С другой стороны, что в канаве вода, что сверху вода, так что привыкать к ней, холодненькой, уже не нужно.

 У
        первого брода
  У первого брода

Попытался перетащить один рюкзак на другую сторону. Удалось. Проблема лишь в том, что пока я буду таскать рюки, я околею от прохладненькой водички (Макс немножко ниже ростом и рюк в воду обязательно окунет, а подряжать Свету таскать рюк через... это... как-то некрасиво :))), и велы перетащить не удастся: стоит лишь окунуть колесико в воду, как уплывешь вместе с велом. Да и держать одной рукой над головой у меня вел не получится, вторая же занята дрыном. Положение спас Коля: он из обрывок строп связал нечто вроде веревки, получившейся довольно прочной, привязал к одному ее концу прочную палку, а другой же, каким-то чудом подплыв к колбасящейся поперек потока березе, привязал к ее стволу. Он хоть и чутка повыше меня, но как он там не утонул я так и не понял :). В итоге у нас образовалась переправа, носящая гордое название "Тарзанка". Правда, в отличие от обыкновенной тарзанки, здесь придется лететь не по воздуху, а по воде. Итого переправа выглядит следующим образом: один человек остается на берегу с хламом, другой перебирается на искомый берег. Третий же, вцепившись в тарзанку, изображает из себя паром, плавая между берегами , пытаясь нащщупать дно где-то там под ногами, а временами, когда это дно куда-то исчезает (ну или когда с него потоком сносит) болтаясь на тарзанке, как говно в проруби, и пытаясь вычапать куда-то в сторону твердого покрытия под ногами.  До безобразия веселое и увлекательное занятие, скажу я, еще никогда мне не приходилось участвовать в подобном аттракционе. Фоток этого действа, по понятной причине, крайне мало :).

 Переплыв
  Переплыв

Наконец, все смогли перебраться через стихию, и даже вещи почти не утонули, и ни один из велов не унесло в кусты, можно ехать дальше. Дорога к мосту, после пережитого, казалась легкой и веселой. Ну подумаешь, пара-тройка текущих по дороге луж, они же меньше чем по колено глубиной, и в них течением не сносит!
Вот и Пра. Мост, на удивление, действительно стоит, и даже дорога, что светит нам завтра, в своем начале не затоплена. Если повезет (сильно), то мы по ней сумеем проехать! Но это все завтра, а сегодня нужно искать стоянку (она нашлась неподалеку от моста), дрова (нашлись дубовые, даже не особо сырые), ну и реку можно сфотографировать, она, благо что дождь кончился, весьма красива. Еще бы выпить чего-нибудь алкогольного, но чего нет, того нет, а жаль. Периодически дождь вновь вспоминал о путниках, осмелящихся забраться в лес, и вновь начинался, но ненадолго, да и тент, оказавшийся у москвичей, помогал.

 Это уже
        ерунда
  Это уже ерунда

 Мост
        анженерной работы
  Мост анженерной работы

 Пра
  Пра

 Огонь!
  Огонь!


08.05.2012
Утро встретило рассвет пасмурной погодой, но часиков в 9 распогодилось, выглянуло солнышко и вообще стало приятно жить. Сегодня у нас большие планы: проехать на Новый Кудом и попытаться прокрасться по заповеднику, причем так, чтобы не попасть на глаза лесникам (так в изначальных планах было, но потом мы их изменили ;)). На дороге после моста попадается несколько луж, но по сравнению со вчерашним это такая чушь, что не стоит даже и говорить о ней.

 Пра
        утром
  Пра утром

 Черемуха?
  Черемуха?

 Пра
  Пра

 Остатки
        старого моста
  Остатки старого моста

 "Чушь"!
  "Чушь"!

 Она же
  Она же

Дорога на Новый Кудом оказывается довольно простой, и даже Черная речка, которая пересекала дорогу в опасной близости от Пры, не доставила никаких проблем с ее переездом. Новый Кудом выглядит заброшенным, жилых домов здесь совсем мало, из жителей встретилась лишь бабушка, работавшая когда-то в местном лесхозе. Поговорили с ней, поинтересовались дорогой, что ждет впереди, и поехали дальше, к точек, отмеченной как "лесн.", через которую надо как-то пробраться. Дорога после деревни представляет из себя по большей части гарь, пожары 10 года удалось остановтиь совсем недалеко от деревни. Кругом вырубки и мертвый, обожженный лес.

 На
        Новый Кудом
  На Новый Кудом

 Близ
        деревни
  Близ деревни

 Новый
        Кудом
  Новый Кудом

К лесничеству подбираемся тихо, что называется, без шуму и пыли. Прокравшись по тропинке прямо под окнами домика, в котором явно кто-то сидел, выезжаем на основную дорогу, заметили нас лишь тогда, когда мы удалялись от злых лесников. Что-то прокричали вслед, но останавливаться и слушать, что там могут сказать, никто не стал. Неинтересно. Хорошо, собак там не было, с ними шум бы поднялся гораздо раньше...
Разумеется, весь вышенаписанный абзац лишь плод моего воображения. Приснилось ночью на стоянке, а проехали мы, как и все честные люди, МИМО заповедника, чтобы зверей не пугать. Решили, что так будет спокойнее.

 Где-то
        в лесу
  Где-то в лесу

 Что
        это?
  Что это?

 Лес
  Лес

 Завалы
        на дороге
  Завалы на дороге

 Заповедник, нам туда не надо
  Заповедник, нам туда не надо

Быстро едем по дороге на Лубяники (времени нет, да и вообще... побыстрее надо двигаться, а то мало ли :)), благо дорога хорошая и твердая, лишь в паре мест попадаются завалы. Неподалеку от переезда через Черную речку встречается табличка, на которой что-то говорится о близлежащем заповеднике. Радуемся, что нам надо совсем в другую сторону, и уже не очень торопясь едем в сторону Лубяник. Твердая дорога сменяется песчаной колеей, постепенно переходящей в деревенскую улицу, и вот мы уже набираем воду в колонке и доводим давление в колесах до асфальтового, попутно болтая с бывшим лесником, работавшим в Мещерском заповеднике.

 На
        Лубяники
  На Лубяники

 У
        деревни
  У деревни

Отсюда у нас асфальт, идущий по крайней мере до поселка с веселым названием "Погост", а оттуда нужно перебраться на другую сторону речки Гусь. Доезжаем до Погоста, москвичи решают еще некоторое время ехать с нами, и здесь же встает дилема, как дальше двигаться. Изначально трек рисовался без заезда в Гусь-Железный, чрез речку Гусь прямо в Погосте должен быть мостик, выводящий на дорогу в Клетово. Сейчас же мостик почему-то отсутствует (ну т.е. он наверное все еще есть, но где-то глубоко), а на месте его простирается водная ширь реки Гусь. Или реки Ока, если быть точным. Наши спутники на полном серьезе начинают думать, как бы по этому короткому пути перебраться на другой берег. До него всего ничего, метров 500 плыть, да и направление заплыва видно неплохо: вон, столбы торчат, раньше они вдоль дороги шли, а теперь торчат в воде на 2/3, но это ерунда. Повтыкав на реку минут 10, Коля с Наташей пришли к неутешительному выводу, что перебраться здесь, наверное, не удастся, и придется ехать в объезд через Гусь-Железный.

 Погост
  Погост

 Там
        есть мост!
  Там есть мост!

 Река.
        Ока, видимо
  Река. Ока, видимо

 Еще
        Погост
  Еще Погост

Порадовавшись, что голос разума таки возобладал, едем на Гусь. Пофоткав в нем красивый храм, двигаемся в сторону д. Озерный.

 Гусь-Железный
  Гусь-Железный

 Гусь
  Гусь

 Поворот
        на срезку
  Поворот на срезку

 Гусь!
  Гусь!

Где-то тут, неподалеку от Гуся, должна быть срезка... Ан нет, нету срезки. Она утонула (с). Возвращаемся с нее назад на асфальт, ждем москвичей, у них какие-то проблемы с камерой. На Озерный идет грейдер, причем довольно поганого качества. Москвичи по нему разогнались так, что еле усидел за ними - то ли почуяли относительную близость стоянки, то ли ехали по принципу "выше скорость - меньше ям", я так и не понял. От Озерного, на карте нарисовано, что в лес идет какая-то насыпь, резко обрывающаяся прямо в болоте. Карта, что удивительно, не обманула - насыпь действительно есть, и на самом деле обрывается в болоте. В конце насыпи стоят машинки, шастают то ли грибники, то ли рыбаки, то ли еще хрен-пойми-кто, но народу в лесу много. Тут же начинается болото, кое-где по нему можно проехать, а кое-где только по кочкам шлепать, обходя затопленную дорогу. Желающих сюда сунуться на машинах не видно, становится немножко сыро и вообще вечереет.

 Срезка
  Срезка

 Насыпь
        в никуда
  Насыпь в никуда

А вот и первое из озер, что хотелось посмотреть в этом краю - Светлое. Стоянок на нем, судя по всему, немного, к тому же одна из них уже занята некими гражданами, отдыхающими, вроде как, культурно. Поехали вокруг озера дальше, и выехали на здоровенную поляну, где вполне можно встать. Отдыхающие граждане, конечно, неподалеку, но проблемы они собой вроде как не представляют, так что встаем здесь. Москвичи, на всякий случай, заныкались куда-то в кусты, мы же встали внаглую на самом видном месте. Озеро, наконец-то можно искупаться, слава яйцам! Днем была жара, и после песчаных дорог и болот чувствую себя свиньей. Вода в озере теплая, просто красота! Бултыхаюсь в ней, после чего можно и ужином заняться - ради эксперимента сделал рис, вбухав в него пару пакетиков быстрорастворимого супа типа "харчо". на удивление неплохо получилось, прям настоящий плов.

 Озеро
        Светлое
  Озеро Светлое


09.05.2012
Последний день столь насыщенного похода начался рано утром: ехать нам далеко и с дорогой, идущей по лесу, непонятки. Утро тихое, нет ни ветерка, над озером поднимается легкий туман, в воздухе, пока не поднялось солнце, царит прохлада. Сегодня мы прощаемся с Колей и Наташей, им ехать почти до Гусь-Хрустального, до Нечаевской, где они сядут на элки до Москвы. Нам же еще предстоит посетить несколько озер и успеть добраться до Мурома. Завтракаем, прощаемся с москвичами и едем до Двоезер, там, как следует из названия, расположилось сразу два озера.
 
 Озеро Светлое
  Озеро Светлое

 Стоянка
  Стоянка

 Озеро
        Светлое
  Озеро Светлое

 Утро
  Утро

 Утро
  Утро

 Стоянка
        москвичей
  Стоянка москвичей

После оз. Светлое дорога из себя представляет песчаную колею, местами переходящую в болото. Кое-где его получается обойти, но в паре мест приходится чапать по воде. Очень много в этом году воды, все растаяло слишком быстро, и она не успела уйти в землю. На дороге, везде, куда ни глянь, лежат следы от лосей. Говно везде, такое ощущение, что их тут табуны шастают, даже странно, почему ни один нам так и не встретился.

 Немножко песочка
  Немножко песочка

 Песочек
  Песочек

 Болото
  Болото

 Разливы
  Разливы

 Вперед,
        в атаку!
  Вперед, в атаку!

 Геодерево
  Геодерево

 Подле
        Двоезер
  Подле Двоезер

А вот и Двоезеры. Первое озеро оказалось так себе, подходов к нему, кроме как из деревни, мы не нашли, зато второе оказалось замечательным, чистым, и даже мостик тут есть. Не отказываю себе в удовольствии залезть в водичку, и быстренько, не тормозя отправляемся дальше.

 Двоезеры
  Двоезеры

 Двоезеры
  Двоезеры

 Мостик
  Мостик

В деревне к нам присоединяется Собак, ему тут, видимо, скучно, а с нами побегать можно. Главное, чтоб он не заблудился, жалко будет. Дорога после Двоезер, на удивление, особо лучше не становится, что странно, деревня-то жилая, и приезжать сюда как-то должны... Собак носится вокруг, ему на плохую дорогу, судя по его виду, совершенно наплевать. А вот и озеро Широха, к нему отходит дорога, едем по ней, и вот мы на берегу чистейшего и красивейшего озера, с сосновыми берегами, прозрачнейшей водой и отличными пляжами. А посреди озера есть маленький  живописнейший островок. Разумеется, залазим в озеро, то же самое с видимым удовольствием делает и Собак. Замечательное место.

 Собак
  Собак

 Собак
  Собак

 Широха
  Широха

 Широха
        и Собак
  Широха и Собак

 Широха
  Широха

Пока Собак куда-то ускакал, потихонечку отъезжаем, чтобы он нас не заметил. Очень не хочется, чтобы Собак потерялся, а отсюда до деревни недалеко, дорогу он найдет.
После Широхи дорога если улучшается, то ненамного, все так же попадаются заболоченные участки, но ничего, что могло бы нас сильно задержать, здесь уже нет. Доезжаем до п. Соколье, здесь начинается асфальт, и можно (нужно) вновь накачать колеса. До Мурома нам пилить еще полтинник, не так уж и много, но мы уже порядком приподзадолбались. Проезжаем через Меленки, здесь празднуют 9 мая (да, сегодня же праздник!), и здесь же мы прощаемся со Светой: ее забирает на машине отец.

 Меленки
  Меленки

А я и Макс, без всяких приключений, хотя и не особо быстро, добираемся по трассе до Мурома. У нас до элки есть еще с час, и здесь мы встречаемся с местными байкерами. Чуваки были на АМ-подвесах, так, поболтали немножко и покатались по городу, чуть не опоздав на электричку. Оная меня ничем не порадовала, как-то излишне жарко в ней было. А Ока разлилась, да. Да так разлилась, что просто ппц: от Мурома вплоть до Навашино было затоплено все. Ж/д дамба остановила воду, не подпустив ее к городу, но сам вид стоящих в воде деревьев на протяжении почти 10 километров... внушает. Собственно, понятно, что Коля с Наташей встретили у Брыкиного Бора :).
Резюме: поход удался. Однозначно.