Итак, этой весной едем на Западный Кавказ! Ибо ехать больше некуда :). Весной там есть вполне проезжие маршруты (спасибо москвичам и уфимцам. Макс подкорректировал их треки и добавил кой-чего от себя).
В этот раз нас едет трое - присоединился еще Гера, он тоже хотел на Кавказ, но несколько позднее.
Единственное что смущало по мере того, как приближалась дата отъезда - это прогнозы погоды по всему Кавказу, там был дубак и шли какие-то немыслимые дожди. Но вроде бы к нашему приезду погода должна была наладиться.

Маршрут: Кисловодск - Долина Нарзанов - Хасаут - плато Бечасын - Эльбрусский - Карачаевск - Ниж.Теберда - Лысые горы - Хасаут-Греческий - Кардоникская - Преградная - Псебай - Баговская - Даховская - Мезмай - Гуамка - Красный Дагестан - Апшеронск - Хадыженск - Шаумян - Туапсе - Архипо-Осиповка - Геленджик - Новороссийск - Абрау-Дюрсо - Новороссийск.
Длина маршрута: 900 км, 14 ходовых дней.
Трек: kavkaz-full-stat.zip



15.05.2011
Кисловодск-Кичи-Балык-Долина нарзанов-р. Хасаут, 36 км

По мере приближения к Кисловодску тучи постепенно сходят на нет, чему лично я очень радуюсь - я очень не люблю дождь, особенно если он идет с интенсивностью 14 мм/6ч. Мы приближаемся к горам, сначала они встают по бокам от железки этакими холмиками, но через некоторое время я вижу где-то далеко впереди нечто, сверкающее ослепительно белым светом на фоне голубого неба, и это нечто имеет очень характерную форму. Эльбрус! Надеюсь, я его увижу поближе.
 
Приехав в Кисловодск и собрав на перроне велы, отправляемся на коротенькую экскурсию по Кисловодску. Проводником у нас выступает Гера, благо он довольно долго тусовался здесь пару лет назад. Едем посмотреть (ну и продегустировать нарзан) в знаменитую Галерею Нарзанов - здесь можно купив за пару рублей стаканчик попробовать различные виды этого напитка, лечебные и не очень, с приятным и отвратительным запахом. Связываем велы снаружи и быстренько идем прогуляться по этой галерее. В принципе, прикольно, но нарзанами я, если честно, не особо проникся, приятный на вкус мне показался всего один, еще один был из разряда "ничего, пить можно".
 
После галереи нарзанов едем посмотреть на еще одну достопримечательность - "Колоннаду", на чем у нас культурная программа по Кисловодску в общем и целом заканчивается. Здесь, конечно, есть где еще погулять - перед нами висит карта "санаторно-курортного комплекса", но по утверждениям Геры, на осмотр всего нужно потратить пару суток, не меньше. Мы такого запаса времени не имеем, да и выдвигаться на маршрут уже пора, так что таримся в магазине на трое суток (на всякий случай, вдруг зависнем где-нибудь на Бечасыне) и отправляемся в путь.  
 
На выезде видим довольно красивый храм
 

Отъезжаем от Кисловодска на несколько километров, и погода уже меняется - в городе было солнечно и тепло, а тут уже так, ветрено и довольно прохладно. Во всяком случае, загорать уже как-то не хочется.

 
Асфальт кончается после первого перевала, на пути к Кичи-Балыку, дальше идет грейдер, вполне хорошего, впрочем, качества, едется по нему без какого-либо труда. К кичи-Балыку следует сброс метров на 150, дальше - опять подъем, но едется уже потяжелее, видно, в случае с грейдером профиль дороги уже не выдерживается столь тщательно.

 
 
 Холодает, и погода портится, небо в каких-то тучах, и есть ощущение, что скоро оно нас порадует дождиком. Но вот мы преодолели последний подъем на пути к Долине Нарзанов, и тут нас ожидал Облом. Еще на подъеме я обратил внимание на то, что машинки, проезжавшие мимо нас к долине через некоторое время возвращались обратно. Впрочем, должного внимания этому факту никто из нас не придал, а зря, как оказалось. Почти на конце подъема одна из машинок, следовавшая назад в сторону Кисловодска, остановилась около нас и порадовала тем фактом, что дорога от Долины Нарзанов в сторону Кабардино-Балкарии перекрыта военными. КТО, как минимум на неделю. Возникает веселая пауза, в которой Макс с Герой обсуждают открывающиеся перед нами радужные перспективы. Одна перспектива - ехать дельше, до долины и попробовать проехать вдоль реки Хасаут на одноименный поселок, и оттуда уже лезть на Бечасын, вместо проезда туда по грейдеру. Второй вариант - ехать назад, на Кичи-Балык, и оттуда уже пробираться уже в сторону того же Хасаута. Причем первый вариант нам обещает, в случае, если дорога все-таки наглухо перекрыта, остаток набора до перевала на Долину (метров 150), и, если нам не повезет, еще дополнительно почти 600 метров вверх.
Все же решаем ехать вперед.
Перед самым спуском допрашиваем еще одну машину, нас обнадеживают, что дорога на Хасаут не перекрыта. Было бы отлично, если б так оно и было.

 
Спуск до Долины Нарзанов очень приятный - отличный грейдер.

 
Впереди видна наша дорога, уже после Долины - грейдер, плавно идущий вверх по склону горы. Но нам туда попасть уже не судьба.

 
На спуске начинается дождь, мембранки, капюшоны и т.п. По мере приближения к Долине скалы, окружающие дорогу, становятся все более и более живописными. Постоянно останавливаемся, фотографируя причудливые скальные выступы.

 
А вот, собственно, и долина. Внизу течет речка, через речку мостик, а дорогу за этим мостиком преградил армейский "ЗиЛ". Рядом с ним прохаживается улыбчивый такой чувак шкафообразной формы, в характерной шапочке, небрежно держащий на руках РПК. Поотдали тусуется пара срочников с АКМ-ами. Спрашиваем у чувака, что и как. Чувак с сожалением отвечает нам, что по дороге вперед нам никак нельзя, но зато вполне можно на Хасаут, там ничего не перекрыто и можно без проблем вылезти на плато. Ну и то хорошо.

 
Вдоль бурного Хасаута идет хорошая каменистая дорога, а вокруг скалы, камушки, и прочие красоты...
 
Вот дорога вышла в долину реки Хасаут, впереди вздымается череда невысоких гор.
 
Вокруг, несмотря на пасмурную погоду и периодически идущий дождик, очень красиво. Пора, однако, искать место для ночевки.
А вот и оно - около реки обнаруживается достаточно большая полянка (и кострище есть, но в такую погоду оно не особо актуально - готовим на горелке), здесь и ставимся. Прямо от стоянки открывается шикарный вид на одну из горок.
 
Гера незамедлительно полез куда-то наверх, с фотиком, мне и Максу сильно вверх лезть как-то влом, поднимаемся немного с дороги наверх и обозреваем окружающие красоты и наш лагерь.
 
  Кавказ начинает мне нравится!
 
16.05.2011
Хасаут-плато Бечасын-Царские Ворота, 51 км.

Погода утром налаживается, местами кое-где сквозь слой облаков проглядывает солнышко. Едем на Хасаут.
 
По мере приближения к горам они, эти самые горы, встают перед нами во всей своей красе. Краса эта смущает лишь одним - на теневых склонах лежит снег, и судя по всему, его там много. Бермамыт, что впереди нас, конечно, чуть повыше, чем нам предстоит забраться (нам на 2300 максимум, его же вершина на 2500), но мысли тем не менее проскакивают типа "Бгг... Будет весело".
 
Проезжаем место, где должна выходить дорога от Кичи-Балыка, состояние ее как-то не радует. Хорошо, что там не поехали.
По мере приближения к Хасауту по дороге начинают попадаться заброшенные и не очень фермы, рядом с которыми можно встретить кавказских овчарок. Естественно, не привязанных.
 
Погода меж тем продолжает улучшаться, солнышко выглядывает все чаще и чаще.
 
Около одной такой фермы встречается большое стадо карофф, его охраняет овчарка. Завидев нас, эта дура начинает к нам скакать. Машет хвостом, как-то припадает к земле, и вроде бы показывает, что хочет поиграть, но что в реальности у нее на уме - черт его знает. Не люблю этих собак, дурные они до невозможности, никогда не знаешь, что она задумала. Слазим с велов, останавливаемся, чисто на всякий случай. Неприятно, когда к тебе прыгает этакая дура. Подбежала, вроде действительно хочет поиграть, есть вроде бы не собирается, пошли пешоском, медленно так, вел стараюсь вести так, чтобы он он оказывался между мной и этой милой собачкой. Наконец, завидев хозяина, она отбежала в сторону. Слава богу.
 
На въезде в Хасаут видны остатки каких-то развалин непонятной давности, какие-то каменные стенки, остатки домов и т.п.
 
Сам же Хасаут - полуживая деревенька весьма непритязательного вида. В деревне спросили у местных, где тут лучше дорога на Бечасын - некоторое время назад видели дорогу, уходящую в гору примерно в нужном нам направлении, но трек был нарисован в другом месте - сказали, что пофигу, вперед или назад, дорога пимерно одинаково хорошая (или хреновая).
За Хасаутом дорога идет вплотную к реке, много раз ее пересекая.
 
Ботинки мочить совсем не хочется, переобываемся в шлепанцы (самый удобный здесь вид обуви). В них, оказывается, даже ехать на контактах можно!
 

 
Дорога пересекает реку
 
снова и снова
 
Гера же, решив, что ему влом ехать по реке, полез где-то по краешку, по тропинке. Ехал он там, впрочем, недолго.
В шлепанцах хотя и можно, ехать, контакты они не заменят - в горку приходится идти.
 
И по речке тоже придется побродить, никуда от этого не денешься :)
 
А вокруг - красота...
 

 
Наконец, походим к месту, где нам предстоит перейти Хасаут в последний раз и полезть в горы. От реки отходит хорошего вида дорога, в начале по ней приходится идти, но через некоторое время по ней уже можно и ехать.
 
Впрочем, недолго.
 
Насколько видно, дорога впереди упирается прямо в склон, и никуда больше не идет. Странно, она слишком хорошо для этого выглядит. Хотя, кроме коняшек и "КАМАЗов" по ней, похоже, никто не ездит.
 
"Позиция номер 1". Кто сказал, что будет легко?
 
  Справа возвышается Малый Бермамыт.
 
А вдоль дороги, постоянно ее размывая, течет ручеек с ледниковой водой.
 
Дорога все-таки впереди нашлась, просто она была хотро замаскирована на склоне горы и почти не видна снизу.
Местами на ней лежат остатки снежников, но проблем они никаких не представляют. А вот что делалось бы здесь двумя неделями раньше - это гораздо более интересный вопрос...
 
По мере продвижения вверх где-то далеко, сильно далеко за унылыми серо-коричневыми взгорьями все лучше и лучше становятся видны ослепительно-сверкающие на солнце вершины Главного Кавказского Хребта.
 
Меня неудержимо тянет вперед, ведь тучи, висящие низко над головой, могут закрыть ВИД! Поэтому пытаюсь двигаться чуть быстрее. Сильная мотивация - великая вещь!
 
  Макс остался несколько сзади, Гера - где-то еще дальше. Но вроде все живы, и можно без помех ломиться вперед :)
 
Вот, наконец, вылажу на вершинку холмика, господствуюго над окружающей местностью. Отсюда открывается потрясающий вид на ГКХ, частично скрытый облаками, но над самим хребтом, что удивительно, ярко сияет солнце. Потрясающе.
 
Горы. Горы!
 
Через некоторое время до вершинки добирается Макс, а вскоре - и Гера. Далее следует фотосессия, минут на 10.
На вершине дует сильный холодный ветер, и, вообще говоря, хочется уже немножко поехать, чтобы согреться. Но сначала - групповое фото.
Группы, однако, не получается - Макс рядом с дорогой нашел какую-то Жопу, и увлеченно фотографирует ее на фоне гор. На крики "Макс, бля, холодно!" не реагирует.
 
По причине того, что микроштатив зеркалку не удерживает, фото делается моей Сигмой. Как можно убедиться, ширик 28 мм для подобных целей не очень подходит.
 
Дорога после этого подъема становится гораздо более пологой, здесь уже везде едем. Снежники лежат на склонах возвышенностей, на дороге почти не попадаются.
 
... А слева все тянется и тянется Главных Кавказский Хребет...
 

 

 
По мере того, как мы продвигаемся по плато, погода слева от нас, со стороны хребта портится все больше и больше. Если бы мы ехали по той дороге, которая планировалась изначально, нас бы уже, наверное, смыло ливнем. Тучки там оччень серьезные, на нас же еще не упало ни одной капли дождя. За нами, там, где мы ехали пару часов назад тоже виден дождь. Дождевой фронт же хотя и сносит немного в сторону от нас, но он неотвратимо приближается, поэтому задерживаться на плато нам резону нет никакого.
 
Приближаемся к спуску. Местами попадаются шикарные и пологие скоростные участки вниз, а местами - раскисшая глина. Начинает накрапывать дождик.
 
Вот и начало спуска. Здесь дождь, видимо почуяв, что мы от него ускользаем, пытается хоть немного но доставить нам приятных мгновений.
Виды на спуске открываются изумительные, но фотик приходится прятать под дождевиком.
 
Спуск с Бечасына на Царские врата очень быстр и приятен. Вниз ведет отличная накатанная каменистая дорога (местами немного мокрая, но проблем это не вызывает), очень, очень приятно по ней лететь вниз. Груженый вел подобен танку, прет напролом через все камни, тормоза используются лишь на поворотах серпантина. Шикарно!
 
Кое-где со скалы, возвышающейся над дорогой, текут этакие мини-водопадики.
 
Вот, наконец, заключительный виток серпантина, и здесь дорога разделяется - направо на поселок Эльбрусский, туда нам нужно будет завтра, а прямо - на Царские врата, нам туда, там течет речка и есть отличная полянка посреди небольшой сосновой рощицы.
Вот и сами Царские врата - естественный проход в скале.
 
Вот такой вид открывается с места стоянки.
 
Река Худес. Красивая и шумная.
 
Предзакатный вид.
 
Ну а так как спецучасток "Плато Бечасын" был пройден всего за день, то на ужин банок тушняка у нас будет не одна, а две :)

Следующая часть

Hosted by uCoz