Близится осень, а с ней извечный вопрос: как катать дальше? Можно, конечно, сказать, "да ну его нафиг, дожди эти, с лужами, вел создан для лета". Можно, но это ведь не наш метод, верно? Для тех, кому катать интересно, даже по плохой погоде, и написана эта статейка. Итак, как именно одеваться осенью (и весной, кстати, тоже)?
Первое и самое главное, с чем возникают проблемы – это ноги. Что с ними не так? Все просто, они промокают. Это очень неприятно, когда температура +5…+7, кругом лужи, а у тебя мокрые ноги и ехать предстоит еще далеко. Такого результата (мокрые ноги после проезда по лужам), однако, вполне можно избежать. В зависимости от количества денег и типа педалей (контакты/топталки) могут быть следующие варианты:
1. Денег мало и ездим на топталках.
Наилучшим решением проблемы будет (нет, не бросать
вел :))
покупка бахил типа ПИК-99 ( http://pk-99.ru/bahily
). 700 рублей на катание,
думаю, выделить сможет каждый. Бахилы довольно надежно защищают от
брызг из-под
переднего колеса, и от летящего сверху дождя. В них вполне можно и
ходить, не
боясь, что они порвутся/протрутся – ткань там довольно надежная.
2. Денег мало и ездим на контактах.
Как ни странно, оптимальное решение – то же самое,
что и в
предыдущем случае. Если планируется ездить только и исключительно по
дорогам,
то можно взять неопреновые бахилы типа Endura mt500, но с
ними нужно быть поаккуратнее – все же неопрен это не
кордура, он и порваться в случае чего может.
Плюс неопрена – в таких бахилах будет заметно теплее.
3. Денег много и ездим на топталках.
Усугубляем «безденежный» вариант и покупаем треккинговую обувь (к примеру, в каком-нибудь Триал-Спорте какую-нибудь Lowa Renegade). Отличная обувь на все случаи жизни, мембрана обеспечивает «дышимость» и водонепроницаемость (в разумных пределах, конечно). Добавив к ней гамаши – «фонарики», или, в тяжелых случаях, все те же ПИКовские бахилы, получаем практически 100%-ю защиту от всяческих жизненных невзгод типа дождя, мокрого снега и луж.
4. Денег много и ездим на контактах.
Лучше Shimano MT-90
в этом случае еще ничего не придумали (точнее, может, и придумали, но
мне об
этом неизвестно, да и достать Шиманы полегче будет).
Берем их, берем
гамаши или бахилы от ПИК-а и наслаждаемся жизнью. Для того, чтобы
получить
бОльшее наслаждение, следует помнить, что верх ботинок должен быть
обязательно
закрыт (бахилами, гамашами либо водонепроницаемыми штанами), иначе
наслаждение
от затекания воды в ботинки будет очень уж специфичным :).
Еще один вполне действенный, хотя и необычный
вариант защиты
ног – мембранные носки, например, фирмы sealskinz.
Одеваем их, одеваем любую быстросохнущую обувь –
вуаля, получили комфорт и тепло без лишнего геморроя. Можно взять
несколько
пар, намокнет одна (рано или поздно все-таки намокнет. Скорее, правда,
поздно)
– надели другую. Минус – черт его знает, сколько проживет мембрана в
носках.
Зона повышенного износа, все-таки. А стоят они не сказать чтоб копейки.
При использовании мембранной обуви следует помнить, что «дышимость» мембраны при намокании верхнего слоя обуви (замша, кожа, нубук) резко падает, так что не стоит забывать о различных водоотталкивающих пропитках.
С обувью вроде разобрались, движемся дальше (в смысле, выше)
. Что у нас там? Правильно, штаны. Здесь тоже есть различные варианты
защиты,
на различный же бюджет. Вариант «катать в том, в чем катал летом» в
принципе
тоже прокатит, но с условием, что дождя нет. В осенний дождик катать
что в
велолосинах, что в камуфле некомфортно – проверено лично. Итак:
1. Бюждет крайне бюджетный.
Для защиты от дождя можно использовать штаны от костюма типа «хоббит». Существуют различные вариации, основное отличие – непромокаемая капроновая ткань. Воду не пропускает ни под каким видом, ни в виде собственно воды, ни в виде пара. «Дышимость», соответственно, тоже на нуле. Ездить можно, но с небольшими нагрузками, иначе мокрым будешь уже от собственного пота. В принципе, неплохо использовать вместе с велоштанами – они довольно эффективно отводят пот, дождик пошел – надел «хоббитовские» штаны, дождик кончился – снял…
2. Небюджетный бюджет.
При условии такового покупаем мембранные штаны. Можно пешеходные, какой-нибудь «Баск» или тому подобное, но лучше велосипедные. Сам использую Эндуру (Endura Venturi eVENT), с параметрами 22000/30000. Недостатков нет, кроме, пожалуй, цены. В них совершенно комфортно ездится что посуху, что в дождь – никакой разницы. Маст хэв, одним словом. Некоторые модели штанов позволяют обойтись без гамаш – снизу резинка, неплохо охватывающая ботинок и не дающая воде затекать в них.
В принципе, если не ездить в ливень (если как-то угадать, что не будет ливня), то можно взять и авизентовые штаны – дышат, и очень быстро сохнут после намокания. Но все же намокают, а мокрые и холодные колени – на самая приятная вещь на свете. Можно, конечно, использовать наколенники… Спорный вопрос, в общем.
О чем следует помнить: при использовании бахил/гамаш они должны быть под штанами, а не сверху их! Действительно, что толку от бахил, если вода не стекает по ним, а затекает аккурат внутрь, в ботинки?
Продолжаем движение по телу, и плавно переходим к собственно тушке. Здесь будет, пожалуй, чуть попроще, чем с ногами – тушку можно защищать лишь во время дождя, а не постоянно, как ноги (лужи-то никто не отменял, а вот тушке они не страшны, если, конечно, в них не падать. Ну здесь уже мало что поможет, разве что гидрокостюм).
1. Максимально бюджетный вариант.
Купить накидку из полиэтилена. Капюшон присутствует, но также часто присутствуют и препоганые липучки, эту накидку застегивающую. Далеко не самый плохой вариант защиты, кстати. Если нет сильного встречного ветра, то в такой накидке едется очень комфортно, она неплохо продувается, в ней не потеешь. При наличии сильного ветра накидка начинает парусить и всячески пытается слететь с ездока. Но если усилить застежки, приделать какие-нибудь утягивающие резиночки по периметру капюшона, то получится очень даже неплохая вещь.
2. Несколько менее бюджетный.
Купить костюм «хоббит». Гемора меньше, чем с накидкой, но упаришься в нем сильнее. Вариант для тех, кто любит баню, хотя, если костюм достаточно просторен, то с тепло- пароотводом будет получше. Еще вариант – взять анорак из авизента. Ссылка на одно обсуждение достоинств/недостатков такого варианта (многабукф) http://www.skitalets.ru/equipment/clothes/avizent_geller/.
3. Совсем небюджетный.
Купить нормальную мембранную куртку. С максимально высокими параметрами мембраны. Лучше, если у нее будет капюшон – в принципе, можно и без него, в шлеме в не самый сильный дождь комфортно и так, но все-таки… Случаи, они, как известно, всякие бывают…
Переходим к защите самого главного и ценного – головы. Основная защита головы – это, конечно, шлем (в теории, конечно, прежде всего должны защищать мозги, но на то она и теория). Что интересно, он достаточно неплохо защищает не только от контакта черепушки с твердыми поверхностями, но и от дождя (умеренного, не ливня). Если дождь несильный, то можно совершенно спокойно обходиться без капюшона – проверено неоднократно. В ливень, конечно, гораздо мокрее, тут уже бы неплохо использовать капюшон, который идет вместе с курткой/накидкой. Если капюшона нет, то чисто теоретически можно найти что-то вроде чехла на шлем, только вот где ж его найти-то… Отсюда делаем вывод, что куртки лучше все же брать с капюшоном, чем без оного.
На закуску о защите рук. Идеальным вариантом было бы использовать перчатки с хорошей мембраной, но, во-первых, они весьма и весьма дороги, а во-вторых в них будет жарко. Нету мембранных перчаток на относительно теплую погоду, увы… Можно, однако, пользовать нечто вроде Каннондейловских перчаток с дождезащитным чехлом – сверху промокать они не будут (хотя обязательно промокнут от мокрых грипс снизу). В общем, нет идеала, наука и технологии не сказали здесь своего последного слова.
Итак, образ велобайкера в полной защите: на ногах
–
треккинги/МТ-90 (с бахилами для особой жести), повыше – штаны из eVent/GoreTex XCR, еще выше
– куртка из той
же мембраны, велосипедного покроя, с капюшоном, способном закрыть шлем
(фантастика…), с мембранными перчатками, рассчитанными на 0…+15
(ненаучная
фантастика). Внизу, естественно, комплект качественного термобелья.
Есть к чему
стремиться ;).